Печать
Серебряный декоративный сосуд с нефритовыми вставками
Китай, 19 век.
Серебро, гравировка,
чеканка, накладки, резьба,
бирюза, коралл, нефрит.
Высота: 33 см.

Настоящее изделие является уникальным образцом китайского художественного металла. Это высокий сосуд со съемной полусферической крышкой, увенчанной шишечкой в форме бутона лотоса. Цилиндрическое тулово имеет три округлых выступа, два из которых подчеркивают основание и устье, а третий делит тулово на два фриза.
Произведение выполнено в комплексной технике, в которой сочетаются гравировка по металлу, применение рельефа, накладки полудрагоценных камней. Акцент в художественном решении сделан на рельефно выступающих деталях, придающих сосуду монументальность и торжественность. Прежде всего это крупные иероглифы фу и жу (счастье и богатство), вырезанные из светлого нефрита, причем на противоположной стороне они даны в зеркальном отражении. Иероглифы фланкируются круглыми кабошонами из коралла и бирюзы с причудливыми темными прожилками. Вставки из камней, являющиеся цветовыми акцентами, дополнительно выделяются благодаря рельефным оправам. По бокам в верхнем фризе даны барельефные изображения маскаронов драконов со свисающими из пасти кольцами, под ними в нижнем фризе изображены буддийские чакры. Свободная от рельефов поверхность проработана ямочной гравировкой, обогащающей фактуру, и стилизованным композитным рисунком, сочетающим классический лотосовый орнамент с европейскими чертами, что также характерно для указанного стиля. На крышке между растительными виньетками расположены изображения «вечного узла».
Подобные сосуды первоначально создавались для алтарей северо-буддийского (ламаистского) направления Китая и Монголии, а позже – для украшения светских интерьеров и для вывоза на Запад. Для тибетского стиля характерен контраст белого металла с цветовой насыщенностью массивных вставок из различных камней контрастных цветов: кораллов, бирюзы. Сугубо китайской чертой является виртуозная проработка резных нефритовых пластин, так же, как и использование мастерами традиционных китайских орнаментальных мотивов, которые были насыщены различными благопожеланиями. «Вечный узел» и чакра («колесо закона» Будды), пришедшие из буддийского искусства, трансформировались в пожелание счастья и благоденствия. Лотос символизирует гармонию мироздания и его вечный круговорот. Он, по омонимическому созвучию, означает пожелание мира и покоя в государстве и семье (по-кит. хэ — лотос, а также мир и покой). Этот цветок является олицетворением цзюньцзы – истинно благородного человека, «растущего подобно лотосу из грязи обывательской не грязнясь».
Подобные предметы из серебра на российском антикварном рынке встречаются чрезвычайно редко. Это необычное произведение станет украшением любого интерьера.