Печать

Хаманиси Кацунори: современный классик

Галерея «Евразия» активно работает с произведениями известного японского художника Хаманиси Кацунори. Художники страны Восходящего Солнца занимают лидирующее положение в мировой современной графике и по степени виртуозности исполнения, и по уникальности образного художественного мышления.

c является одним из самых известных современных японских художников, чьи работы известны как в Японии, так и за ее пределами. Родился в 1949 году на острове Хоккайдо. В 1973 году завершил художественное образование в токийском университете Токай. Участвовал в многочисленных выставках как в Японии, так и за ее пределами и был удостоен множества наград и премий. Работы Хаманиси Кацунори получили признание во всем мире — крупнейшие музеи, включая Британский музей и музей Метрополитен, в своих собраниях имеют его работы. Графика Кацунори Хаманиси отличается филигранным мастерством исполнения, тонкостью сюжетов, развивающих заложенную в японской культуре любовь к окружающей природе. В его работах сочетаются искусство созерцания и философия размышления.

Графика Кацунори рассчитана на истинного ценителя искусства. Внешняя естественность в воплощении образов и выраженные декоративные достоинства его произведений создаются кропотливым трудом искушенного в своем деле мастера. Хаманиси создает свои гравюры в сложнейшей технике меццотинто.

Меццотинто (дословно-среднее окрашивание) – одна из самых красивых и утончённых техник гравюры. Ее изобрёл голландец Людвиг Ван Зиген в 1642 году. Он был поклонником Рембрандта – живописца, который предвосхитил то, что впоследствии станет главным для граверов, работающих в технике меццотинто – создание изображения светом. В пору возникновения меццотинто гравюра была искусством «вспомогательным» — печатные техники служили целям копирования и репродуцирования живописных произведений. Однако все они имели различные недостатки. Гравюра на дереве имела линейный, угловатый характер, резцовая гравюра, травлёный штрих, сухая игла создавали полутона только штриховкой, пунктиром было сложно достичь тонального единства. Только основной технический приём меццотинто – нажим шабера или гладилки — способен был как нельзя лучше передать живописный мазок кистью, создавать плавные переходы тона и цвета, наложить глубокие бархатно-черные тени без всякой линейной штриховки, достигая при этом богатства градации и живописной мягкости тональных переходов — от теневых участков к самым ярким световым бликам. Никакой другой способ печати (имея в виду как все исторические виды эстампа, так и современной полиграфии) не обладает таким богатством тональных градаций, как гравюра меццотинто. Эти поистине уникальные качества явились результатом того, что в печатной форме меццотинто счастливым образом соединился целый ряд технологических достоинств, которые в любых других способах печатной графики встречаются только по отдельности.
Меццотинто позволяет получить небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков — примерно до ста пятидесяти. Данная гравюра отпечатана тиражом 70 экземпляров, и подписана автором как оттиск N41.

Техника меццотинто никогда не являлась широко распространенной в силу своей очень большой трудоемкости и дороговизны. Во все времена в ней работали лишь художники, одержимые стремлением создать исключительное произведение искусства, которое невозможно достигнуть «тоновыми» способами гравировки. К середине XIX века в силу своей трудоемкости в технике меццотинто работали лишь немногие графики. Такое же положение сохраняется и в наши дни.

О. Мареев