БЮСТ на постаменте «КАЛИНИН»

Описание

№ 2-289

БЮСТ на постаменте «КАЛИНИН»

СССР, ГФЗ (Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова), 1930-е годы.

Фарфор, скульптурная лепка, глазурь.
Скульптор: Матвей  Генрихович Манизер (1891-1966).
Высота: 33,5 см.
Состояние: хорошее.

Первоначальное художественное образование получил у отца, Г.М. Манизера, в ЦУТР барона Штиглица (с 1901), где также обучался навыкам ваяния у скульптора М.А. Чижова. Помимо творческих занятий лепкой в вечерних классах Рисовальной школы ОПХ у И. И. Андреолетти, проходил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета (1909-19141). Затем поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (1911), где учился в мастерских профессоров Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева (1911-19162).

За конкурсный проект памятника Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода скульптор получил вторую премию (1913), а в конкурсе на памятник К. Д. Ушинскому обошел самых маститых ваятелей и был удостоен высшей награды (1915). После революции некоторое время состоял помощником заведующего скульптурно-реставрационной мастерской и занимался преподавательской деятельностью. После отъезда из Петрограда В. В. Кузнецова (1919), должность заведующего скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода осталась вакантной. Кроме Н. Я. Данько, на занятие этой должности выставил свою кандидатуру и М. Г. Манизер. В качестве претендента, скульптор представил на смотр комиссии два произведения из фарфора: бюст Бебеля и барельеф Троцкого, а также несколько фотографий других своих работ. Уступив место Н. Я. Данько, скульптор временно сменил род деятельности: ввиду давней любви к музыке, привитой отцом, он стал посещать занятия по классу виолончели в консерватории (1919). В 1920-е гг. продолжил занятия скульптурой: сначала в жанре мемориальных досок, затем — в монументальной скульптуре, именно в этот период началась многолетняя деятельность М. Г. Манизера, как скульптора-монументалиста. По ленинскому плану монументальной пропаганды создал памятник В. Володарскому в Ленинграде (1925), а также проекты монументов Освобожденному труду и Октябрьской революции; памятники К. Марксу, Ф. Энгельсу, Н.Э. Бауману, Я. М. Свердлову, «Жертвам 9 января 1905 года» (1931) и др.

В 1930-1950-е гг. создал ряд фундаментальных памятников на территории СССР, в которых мастер сочетал документальную точность, необходимую для статуи-портрета, с психологически обобщенным решением, присущим монументу.

В это же время Манизер много работал в станковой скульптуре, главным образом в жанре портрета, участвовал в скульптурном оформлении Библиотеки им. В. И. Ленина, МГУ, а также станций Московского метрополитена: «Площадь Революции» (1937-1939) и «Измайловская» (1944).

Председатель правления ЛОСХ РСФСР (1937-1941). Академик АХ СССР (1947), вице-президент АХ СССР (1947-1966), Hapодный художник CCCP (1958).


Подробнее

Другие предметы в этой категории

Поделиться списком