Карта «Новейшая карта Ингерманландии и Ингрии»
- Артикул: № 8-657
- Страна: Европа
- Сюжет: Карты
- Время создания: XVIII
- Тип изделия: Карты
- Материал: Бумага
- Мастер: Хоманн
- Размер: 58 см
- Размеры (дополнительные): 49,5х58,5см.
- Состояние: Хорошее
- Парные/непарные: Непарные
№ 8-657
Картограф: Иоганн Баптист Хоманн (Johann Baptist Homann (1664-1724).
Германия, Нюрнберг, 1734 год.
Бумага, гравюра на меди, подкраска границ и тонировка акварелью.
Размеры оттиска: 49,5 х 58,5 см.
Напечатана наследниками Хоманна.
Одна из первых изданных в Европе карт Cанкт-Петербурга и прилегавших к нему территорий. Названия и легенды на латинском языке.
Карта является одним из лучших произведений Золотого века европейской картографии. Она украшена двумя роскошными картушами и гравюрой с видом Санкт-Петербурга, ставшего сердцем морского могущества молодой Российской империи.
Карта была выпущена в издательстве, основанном Иоганном Батистом Хоманном (1664-1724) в Нюрнберге в 1692 г. После смерти И.Б.Хоманна издательство перешло к его сыну, а затем к его наследникам - зятю Иоганну Георгу Эберспергу (1695-1760) и Иоганну Михаэлю Францу (1700-1761). Издательская фирма «Наследники Хоманна» просуществовала до 1813 года, когда она перешла в руки Кристофа Фембо, давшего ей собственное имя.
На карте изображена новая столица империи - Санкт-Петербург и прилегающие к нему провинции, присоединенные к России в ходе Северной войны - Ингерманландия и Ингрия. Показаны Санкт-Петербург с его полицейскими частями, Кронштадт и Кроншлот. В столице и её военно-морском форпосте выделена квартальная застройка. Отражена застройка вдоль южного берега Финского залива, в частности, Петергоф; в окрестностях новой столицы - Царское Село, Шлиссельбург и другие населенные пункты. Показан Ладожский канал, отмели, подводные камни в Финском заливе и на части Ладоги. Изображены две проектировавшиеся тогда дороги - до Царского Села и на Москву. Отмечены крепости Копорье, Нарва, Ивангород, Ламбург. Россия на протяжении нескольких веков вела борьбу за эти территории и крепости. На карте показаны леса и болота, населенные пункты выделены по значению: города, крепости, погосты, мызы, села, деревни и др. Обозначены границы провинций.
Ингрия (по-фински: inkeri - «прекрасная земля») была территорией расселения финского племени ижора. Ингрия и Ингерманландия в разное время принадлежали Новгородской республике и Швеции. При Петре I этот регион был присоединен к России, чтобы обеспечить безопасность Санкт-Петербурга - морского «окна в Европу».
В левой верхней части карты помещена большая гравюра с видом Санкт-Петербурга: корабли на водах Невы, Петропавловская крепость и пристань. Полотнище с видом держат три амура, которые в варианте Хоманнов заменяют портрет Петра II и монограммы.
В нижнем правом углу главный картуш с названием и выходными данными карты. Картуш находится под зеркально награвированным гербом Ингерманландии. Здесь представлена аллегорическая композиция: Посейдон с сиренами выезжает на царской колеснице из морской пучины. Одна из сирен держит штандарт с двуглавым орлом.
В третьем картуше, находящемся в левом нижнем углу, помещена легенда и масштабные линейки. Здесь украшением является сюжет, отражающий суровую природу Ингерманландии: выступы скальной погоды и валуны, лес, лось.
В правом верхнем углу вместо вида Кронштадта помещена краткая справка о том, что карта скопирована с русской рисованной карты 1726 г., исполненной художником-гравером Алексеем Ростовцевым, для атласа Иван Кириллова и посвященной Петру II. Алексей Ростовцев учился в Москве у В.О.Киприанова, с ним же гравировал лист «Брюсова календаря», работал у него при издании второго варианта «Книги Марсовой». С 1711 г. был гравером в С.-Петербурге - в типографии и в гравировальной палате Академии наук (1728-1729). В С.-Петербурге он гравировал под начальством Пикара и совершенно усвоил себе его манеру. А.Ростовцев был одним из лучших русских граверов и картографов того времени. В последующие годы он жил в Москве; в 1746 г. гравировал по заказу Московской Синодальной типографии.
Карта имеет большую историко-культурную и художественную ценность, представляет несомненный интерес для музеев.