Комплект панно (квадриптих) «Четверо благородных»
- Артикул: №9-384
- Страна: Китай
- Сюжет: Цветы/птицы, Благожелательные сюжеты
- Время создания: XXI
- Тип изделия: Панно/блюда
- Материал: Фарфор
- Мастерские: Цзиндэчжэнь
- Мастер: Чжань Няньфу
- Размер: 120 см
- Размеры (дополнительные): 120х136см.
- Состояние: Отличное
- Парные/непарные: Парные
№ 9-384
Комплект панно (квадриптих) «Четверо благородных».
Художник: Чжань Няньфу (占年福, род. 1952).
Китай, начало XXI века.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом.
Размеры видимой части фарфорового пласта: 78х20 см.
Размер одного панно (в раме): 120х34 см.
Состояние: отличное.
Есть экспертное заключение.
Изображëнные растения входят в группу «Четверо благородных». Этот набор был впервые сформулирован учëным Чэнь Цзижу, жившим в эпоху Мин (1368-1644). Каждое из растений представляет одну из конфуцианских добродетелей.
Дикая слива, больше известная как мэйхуа – символ китайского Нового Года, весны и рождения всего нового, а также символ красоты (в том числе – женской). Также слива ассоциируется с зимой (это самое раннее цветущее дерево, которое обычно распускается к Новому году).
Орхидея является олицетворением исключительных внутренних качеств человека, его способности оказывать облагораживающее воздействие на окружающих людей, так как цветок орхидеи источает тончайший аромат. Этот цветок связан с весной.
Символика бамбука тоже проистекает из его природных особенностей: растение с упругим полым стволом олицетворяет внутреннюю стойкость человека, его высочайшие духовные качества и готовность противостоять испытаниям. Бамбук связан с летней флореальной символикой.
Хризантема связана с божественным миром и ритуальной обрядностью. Она считается солнечным цветком, связанным с бессмертием, а также цветком, близким по символике к бамбуку. Самый поздний цветок осени, переживающий первые заморозки, хризантема воплощает стойкость духа.
Сходство фарфоровых панно с классическими живописными свитками подчëркивается каллиграфическими надписями, расположенными на полях изображения, и имитациями красных печатей, заменяющих подпись художника.
Стилистические особенности живописи и сведения, полученные в Цзиндэчжэне, позволяют отнести панно к работам современного мастера Чжан Няньфу. Чжан Няньфу, также известный под творческим псевдонимом Фуцюань, является наследником нематериального культурного наследия Цзиндэчжэня и известным мастером керамического искусства. Родился в Цзиндэчжэне в 1952 году. В 1968 году он изучал искусство фарфора у Цзоу Фурена, одного из самых прославленных мастеров провинции. Он занимается живописью более 60 лет и известен как непревзойдëнный мастер жанра «цветы и птицы» и пейзажа. Композиции его картин величественны, разнообразны, опираются на классические представления о красоте мира и образцы традиционного искусства.
Группа из четырëх панно, решëнных в формате и стиле традиционных китайских живописных свитков, составляет единую серию. Четыре «благородных растения», соотносящихся с временами года, олицетворяют не только высокие идеалы человеческой морали, но и гармоничную смену сезонов, правильный порядок течения времени. Четыре панно создают яркий акцент в интерьере любого стиля, организует и объединяет пространство любого объëма.