Парные вазы «Святые и птицы»

Описание

№ 12-766

Парные вазы «Святые и птицы».
Мастер Харуунсай.
Япония, конец ХIХ в. (период Мэйдзи (1868-1912)).
Бронза, сплавы, патинирование, позолота; литьë, гравировка.
Высота каждого предмета: 30 см.
Ширина каждого предмета: 33 см.
Состояние: хорошее.
Есть ЭКСПЕРТНОЕ заключение.

 
Пара декоративных ваз – представительный образец декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868-1912), эффектно оформленные декоративные изделия, которые могут дополнить коллекцию художественного металла Японии конца XIX в.
Поверхность ваз покрыта тонким геометрическим орнаментом, поверх которого наложены отдельные цветочные и облачные мотивы и маскароны фантастических существ. На широких сторонах сосудов помещены фигурные картуши – щиты, заполненные позолотой, с рельефными сюжетными и пейзажными композициями.

 
На узких сторонах ваз помещены парные декоративные ручки в форме фигур изысканно изогнутых драконов. Моделировка этих фигур, тщательная проработка их голов с развевающимися длинными усами, острых гребней, детально обозначенной чешуи и отмеченных позолотой глаз близка к отделке ювелирных изделий.

 
На каждой вазе помещены по одной композиции, относящиеся к традиционному живописному жанру Дальнего Востока – «цветы и птицы» (яп. – катëга). В культуре Дальнего Востока зимородок, изображëнный на одной из ваз, является символом храбрости, стремительной силы, благородства. Яркое оперение этой птицы и еë энергичная манера охоты за рыбой часто ассоциировалась с доблестью воинского сословия или сверхъестественными способностями святых воителей. На другой вазе изображены гуси, поднимающиеся над водной гладью. Гусь также имеет большое значение в поэтической и символической традиции Китая и Японии: их длительные перелëты, приверженность родным гнездовьям связывали этих птиц с темой верности и преодоления препятствий. 

 
Парные сюжетные композиции на двух вазах иллюстрируют буддийские легенды о чудесах покорения демонов или фантастических существ просветлëнными героями – архатами или монахами. На вазе с изображением зимородка изображëн даосский святой, покоривший дракона. Легенда о ракане (архате, ученике Будды), чьим компаньоном был дракон – олицетворение водной стихии и плодородия – пришла в Японию из Китая, она стала популярным сюжетом в живописи и оформлении предметов декоративно-прикладного искусства. Этому сюжету посвящëн свиток художника Кано Хогай (1828-1888), представленный в иллюстрации.

 
На другой вазе изображëн монах, проповедующий демону: держа в руке фигуру Будды, монах милостиво обращается к демону, который с удивлением внимает учению. В правой руке монаха – высокий посох с кольцами на навершии. В целом, сюжетная программа парных ваз посвящена теме защиты, преодоления препятствий, чудесным перевоплощениям, то есть традиционному кругу сюжетов, основанных на даосско-буддийских легендах.

 
На основании ваз расположены отлитые марки в прямоугольных картушах, состоящие из шести иероглифов: 大日本 晴雲齊 (Дайнихон, Харуунсай).
Дайнихон – «Великая Япония» или «Японская империя» – марка, которая начинает использоваться в японских мастерских в период 1890-х годов. Среди бронзолитейных произведений этого времени выделяется значительная группа, имеющая марки мастера или мастерской Харуунсай. Это курильницы, декоративные сосуды, вазы и скульптурные композиции (окимоно), отличающиеся тонкой проработкой деталей и использованием традиционных сюжетов декора.

Подробнее

Другие предметы в этой категории

Поделиться списком