УТАМАРО. Гравюра «Комати в храме Сэкидэра»
- Артикул: №8-762
- Страна: Япония
- Сюжет: Красавицы, Жанровые сцены
- Время создания: XVIII
- Тип изделия: Гравюры
- Материал: Бумага
- Мастер: Утамаро
- Размер: 38 см
- Размеры (дополнительные): 38,2х24,8см.
- Состояние: Хорошее
- Парные/непарные: Непарные
№ 8-762
Художник Китагава Утамаро I (1753-1806).
«Комати в храме Сэкидэра».
Из серии гравюр «Молодые ростки: Семь образов Комати».
Япония, Ок. 1803 года (период Эдо (1605-1868)).
Цветная ксилография.
Размеры: 37,8 x 22,5 см.
Состояние: хорошее.
Есть ЭКСПЕРТНОЕ заключение.
Гравюра – классическое произведение жанра укиë-э, «картин быстротечного мира», основного жанра печатной графики Японии XVIII – первой половины XIX вв.
Гравюра представляет собой вертикальный лист стандартного формата обан и относится к жанру бидзинга («изображение красавиц») традиционной японской гравюры. На переднем плане изображена молодая женщина, которая, присев на корточки, придерживает за пояс ползущего малыша, судя по традиционной причëске, – мальчика. Другая женщина, на втором плане, сидит на бамбуковой лежанке и с любопытством смотрит на малыша. Бледные узорчатые кимоно и украшения с подвесками в причëске дополняют еë образ.
По левому верхнему полю листа расположены две надписи: одна – на фоне листа гравюры, рядом – в длинном картуше. Первая надпись – «Сэкидэра Комати», в картуше – «Молодые ростки: Семь образов Комати».
По правому полю гравюры помещена подпись художника «Рисовал Утамаро» и круглая издательская печать в виде стилизованного журавля.
Один из наиболее значительных художников укиë-э, Утамаро определил направление развития японской гравюры периода еë расцвета, в конце XVIII и начале XIX в. Мастер работал в разных тематических направлениях, но наиболее успешна была его деятельность в гравюре бидзинга («изображение красавиц»). Этот жанр предполагал широкий круг сюжетов и способов их передачи, и одними из самых специфических был приëм митатэ, уподобления. Он предполагал иносказания, завуалированные или аллегорические изображения: красавицы могли принимать на себя роли исторических персонажей, литературных героев и даже сверхъестественных существ.
«Сэкидэра Комати» – известная пьеса театра Ногаку прославленного драматурга Дзэами Мотокиë (ок. 1363 – ок. 1443). Еë центральным персонажем является реальная личность, великая поэтесса IX века Оно но Комати (825–900), которая славилась своими талантами и красотой.
Гравюра «Комати в храме Сэкидэра» из серии гравюр «Молодые ростки: Семь образов Комати» работы Китагавы Утамаро является оригинальным оттиском начала XIX в. Выполнена на высоком художественном уровне, представляет культурную ценность, имеет высокое коллекционное и музейное значение.