Печать

Фарфор КУТАНИ: от ширпотреба до высокого искусства

В послевоенный период в любом японском магазине, торгующем посудой, фарфор Кутани занимал видное, а нередко и центральное место, что было связано c прекрасным знанием вкусов местного потребителя, большим разнообразием ассортимента, узнаваемостью декора и разумной ценовой политикой. Это был фарфор, доступный всем слоям населения. И, в настоящее время мастерские Кутани стараются придерживаться этой же разумной политики, найденной их предшественниками в прошлом. Однако, помимо фарфоровой продукции, производимой для широких масс, существует и высококачественный фарфор этой марки, выпускаемый в единичных экземплярах (авторский фарфор), а также изделия, произведенные ограниченными сериями.

 

Фарфоровое производство Кутани берет свое начало с 1655 г., когда в деревне Кутани (в настоящее время часть города Кага) была установлена гончарная печь для обжига изделий. Поскольку в то время технологией производства именно фарфора владели мастера из местечка Арита (тогдашняя провинция Хидзэн), туда был направлен человек по фамилии Гото Сайдзиро из клана Маэда для обучения секретам изготовления керамических изделий. Каким образом ему удалось получить необходимую важную информацию, история умалчивает, возможно, ключевым моментом являлась географическая отдаленность Кутани от Арита: Кутани находится на острове Хонсю, а Арита — на острове Кюсю.

 

Фарфоровое производство Кутани в последующий период переживало взлеты и падения, а с 19 века производство стало расти на постоянной основе. В значительной мере это связано талантом мастеров, которым удалось найти свой узнаваемый стиль, который и по сей день доминирует в росписи изделий производства мастерских Кутани.

 

 

В настоящее время современный стиль Кутани охватывает ряд основных техник росписи. Стиль Мокубэй в какой-то степени базируется на китайской живописи тушью, в стиле Ёсидая изделия покрываются глазурями зеленого, желтого, пурпурного и темно-синего цвета. Самый популярный стиль – это Эйраку, когда золотой рисунок наносится поверх особого оттенка краснокирпичного цвета. Стиль Хачироде (Hachiroge) или Иидая, который предполагает быструю живопись человеческих фигурок по особому фону – красному, в который добавлено золото.

 

 

Марку Кутани в настоящее время используют десятки самостоятельных компаний, находящихся в городе Кага и его окрестностях. Кто-то по-прежнему производит массовую продукцию, кто-то выпускает только авторские работы, однако в большинстве случаев изделия выдержаны в узнаваемом стиле Кутани, прошедшем проверку временем.

 

 

 

О. Мареев