Чаша с крышкой (парфюмерная курильница) «Золотые рыбки»


Фарфор, подглазурный кобальт, надглазурные эмалевидные краски, жидкое золото.                      
Китай, вторая половина эпохи Цин (1644-1911), конец XVIII - XIX в.
Оправа: бронза, позолота.
Европа (Франция?), XIX в.
Высота 33 см., диаметр крышки 23 см.

Сосуд представляет две декоративные и технико-технологические традиции: китайский фарфор периода правления династии Цин с его разнообразием приëмов декора, продуманностью композиционного решения, выразительными и глубоко символичными мотивами – и западноевропейскую бронзовую декоративную пластику XIX века с отсылками к античным архитектурным и малым формам.  Гармонично сочетающиеся стилистики разных эпох и культур делают этот предмет интересным коллекционным объектом и оригинальным интерьерным элементом.

Фарфоровая основа сосуда – чаша на высокой ножке с крышкой, выполнена из фарфора и декорирована в традиционной китайской технике, совмещающей технику напыления кобальта на бисквитный фарфор («голубая (синяя) пудра», фр. – bleue poudre) с тонким декором жидким золотом по синему фону, и надглазурную роспись эмалевидными красками. Композиция декора характерна для изделий большего размера – бассейнов для содержания декоративных рыб. Круговой осмотр чаши создаëт ощущение прозрачных стенок, сквозь которые видны обитатели бассейна и водные растения. Стоимость особо красивых экземпляров декоративных рыбок была очень высока, часто они служили дипломатическими подарками, подношениями императорскому двору и формой вознаграждения за заслуги. Таким образом декоративные рыбы стали символизировать достаток и процветание, а их изображения вошли в список благопожелательных мотивов.  Содержание этих питомцев также соответствовало буддийской практике фан-шэн, «сохранения (или выпускания) жизни», когда бережное отношение к живым существам приравнивалось к буддийской добродетели непричинения вреда живому.

Яркой особенностью сосуда является западноевропейская оправа, выполненная в стилистике позднего классицизма или ампира (последний возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и часто использовался более поздними мастерами в рамках «историзма», ориентированного на высокие образцы классицизма.

Обрамление китайских изделий – пример интеграции Дальневосточного фарфора в стилевые направления Европы. Начиная с XVII в. в стилистическом направлении шинуазри («китайщина», фр. – chinoiserie) фарфор и другие изделия Китая и отчасти Японии играли важную декоративную роль в убранстве дворцов, парковых павильонов, поместий аристократии. Для того, чтобы связать восточные изделия с интерьером стилей барокко или рококо, использовались архитектурные приëмы, особая разделка стен парадных помещений, а также монтировка изделий в металлические, позолоченные бронзовые оправы в главенствующих европейских стилях. Такой же подход к интеграции китайского фарфора в западноевропейский интерьер классицизма и ампира сохранился и в XIX веке.

Подобные чаши с крышками в европейском обиходе либо выполняли чисто декоративную роль, либо использовались для хранения ароматических смесей, окуривания помещений парфюмерными композициями. Чаша находится в нашей галерее «Евразия».











18.12.2024

Поделиться списком