Декоративная скульптура «Тигр на скале»



Декоративная скульптура «Тигр на скале»
Тома Франсуа Картье (1879–1943)
Франция, 1910–1925 годы.
Бронза, литьë; подставка – мрамор.
Общая длина фигуры: 52 см. Высота 32 см.

Перед нами животное в состоянии крайней ярости: чуть припадая на задние и передние лапы, прижав уши к голове, тигр широко раскрыл пасть с крупными клыками. Натянутое как струна тело хищника подалось вперëд, мышцы напряжены и показаны натуралистично, и даже чуть преувеличенно. Впалые бока с выявленными рëбрами, высокие широко расставленные лапы и узкая, компактная голова подчëркивают дикую, неистовую природу хищника. Направленные назад пряди на морде и на груди шерсти создают ощущение сопротивления, сильного ветра, дующего прямо на фигуру. Композиция отличается ярким эмоциональным звучанием, убедительностью реалистичного образа дикого животного, богатством художественного языка.

На подставке-скале чуть сбоку под фигурой тигра помещена крупная подпись на латинице: «T. Cartier». значительного французского скульптора-анималиста Тома Франсуа Картье (1879–1943).

Тома Франсуа Картье (Thomas-François Cartier) был приверженцем анималистического стиля, для которого характерны тенденции середины XIX века: образы животных в работах художников этого направления оставались натуралистичными, но несли и следы романтизации, наделения животных эмоциями и характерами, подобными человеческим. Мастер родился 21 февраля 1879 года в Марселе, после классического скульптурного образования он специализировался, в основном, на крупных работах с изображениями охотничьих собак и хищных кошек.
Несмотря на реалистический стиль работ Картье, его творчество часто причисляется к направлению Ар деко. Хотя этот стиль обычно предполагает рафинированную строгость геометрических линий и форм, в скульптуре он часто выражается в анималистических темах с их повышенным пафосом мощи живой природы, роскошным богатством фактуры и сочетанием нескольких материалов в одном произведении (в том числе и созданием подставок из камня). Стилевое движение Ар деко находилось под влиянием различных источников. В числе основных – неоклассицизм с его тягой к реализму, слегка идеализированному и наполненному возвышенными идеями. Картье участвовал в Парижских салонах с 1904 года, в 1927 году художник получил Золотую медаль Салона. Сейчас его работы находятся в крупнейших мировых коллекциях европейского художественного металла.

Характерные для французской декоративной скульптуры свобода и экспрессия делают скульптуру из галереи «Евразия» значительным дополнением коллекции европейского искусства начала ХХ века и эффектным интерьерным объектом.

30.10.2024

Поделиться списком