Декоративная скульптурная композиция «Танцующие карпы»
Япония, начало ХХ в. (конец периода Мэйдзи (1868-1912) – начало Сëва, 1926-1989).
Мастер Танака Нобумицу (марка 信光 – Нобумицу).
Бронза, тонирование; подставка – дерево.
Длина фигур: 26 и 22 см.
Длина подставки: 37 см.
Две фигуры карпов выполнены из бронзы, их тела немного выгнуты, что передаëт плавное грациозное движение рыб; округлые рты приоткрыты, литьëм и тонкой гравировкой выполнены чешуя и лучи плавников. На жаберных щитках карпов нанесена тонкая гравировка в виде россыпи мелких точек, имитирующих радиальный рисунок щитков этих рыб. Широкие лопасти плавников одновременно являются ножками для установки фигур на деревянную подставку.
На нижней поверхности плавников рыб нанесена марка в двойном овальном картуше: 信光 с чтением Нобумицу. Работы с подобной подписью принадлежат мастеру Танака Нобумицу, чья художественная деятельность пришлась на последний период эпохи Мэйдзи, начала ХХ в., и первое десятилетие эпохи Сëва, до середины 1930-х гг. В его репертуаре парные изображения карпов занимали особое место: символика этой рыбы в искусстве Дальнего Востока чрезвычайно разнообразна: от символа мужества и преодоления жизненных препятствий – до образа беззаботности, благородства, богатства и счастливых брачных уз, в случае парных изображений. Близкие по техническому исполнению пары встречаются на японских и некоторых мировых аукционах.
Деревянная подставка объединяет композицию в классическую овальную форму. Включение дерева в композиции характерно для периода творчества скульптура Танаки Нобумицу. В 1924 году в Японии было основано движение «Мингэй», которое ратовало за сохранение народных искусств и ремëсел. В сферу его интересов входили как керамика народных мастерских, так и плетение из бамбука и соломы, ткачество, резьба по дереву. Авторитет движения неуклонно рос на протяжении 1920-1930-х гг. и привлëк к сотрудничеству многих авторов тех художественных мастерских, которые ранее не соприкасались с народным ремеслом, в том числе – и художников бронзового литья.
Синтез дерева и бронзы, равное значение этих материалов для создания декоративной композиции – яркое явление начала ХХ века в Японии и художественный принцип, который распространился на западное искусство благодаря расширяющимся культурным контактам между Западом и Японией.
К особенностям скульптурной композиции относится не только смелое сочетание материалов и фрактур, но и свобода, предоставляемая владельцу в соавторстве с художником: несмотря на очевидное расположение фигур по кругу внутри деревянной плоскости, даже небольшие изменения положения отдельных рыб создают новый эффект от всей композиции, разнообразят композиционное решение группы, позволяют расставлять неожиданные световые акценты и непосредственно и творчески общаться с произведением известных японских мастеров.
22.11.2024