Еще одна гравюра Хаманиси Кацунори «ОКНО №5»
Еще одна гравюра Хаманиси Кацунори, имеющаяся в галерее «Евразия», создана в 2006 году и называется «Окно №5» (оттиск 32/70). В ней также использована техника меццо-тинто, которая сочетается с золотой фольгой.
На листе вертикального формата (75 х 53 см.) изображëн вид, который открывается из комнаты традиционного японского дома, через окно, показанное в обрамлении элементов интерьера. Сверху вытянутое горизонтальное поле изображает поднятую деревянную ставню с досками, на которых прихотливым узором выявлен древесный рисунок, ритмично разделëнный вертикальными планками. Снизу горизонтальное поле золотистого цвета с тëмными потëками – глинобитная стенка, характерная для таких форм архитектуры, как чайные павильоны в садах, созданных для чайной церемонии тя-но ю. Связь с садом подчëркнута мотивом, изображëнном в проëме окна. В центре листа средняя часть заполнена реалистично и объëмно изображëнными тëмно-зелëными листьями лотоса с бледно-лиловыми крупными цветками. Светло-золотистый тон над зарослями лотоса создаëт эффект рассветного неба.
Боковые части этого горизонтального поля, словно видимые через бумажные перегородки, представляют яркий контраст с центральной частью как по цвету, так и по интерпретации изображëнных мотивов. Решëнные в чëрно-белом цвете, с эффектом негативного отпечатка, эти части создают немного мистическое ощущение. В них изображены уже не пышно цветущие лотосы, а коробочки, наполненные семенами. Цветовой контраст подчëркивает смену состояния растения, всей природы: от расцвета и рассвета – к наполненному сакральным смыслом состоянию полноты, плодоносности.
В Японии лотос считается священным цветком, связанным с Буддой. Он олицетворяет непорочность, совершенство, изящество и стремление к духовной чистоте. Так мотив взгляда из окна превращается у художника в философское высказывание, при этом гравюра отличается декоративностью и приподнятостью эмоционального строя. Сочетание тëмных и светлых полей, золотистый тон отдельных участков гравюры, насыщенная зелень листьев с богатой светотеневой моделировкой, акценты лиловых цветков создают звучный и плотный колористический аккорд. Современный японский художник использует все технические возможности нехарактерной для японского искусства техники меццо-тинто.
Кроме того, композиционное решение, передающее вид из окна дома наружу, творчески переосмысляет и интерпретирует форму традиционной монтировки живописных свитков. Центральная часть гравюры, наиболее насыщенная цветом и изобразительными мотивами, осмысляется как основное поле изображения – альбомный лист или прямоугольник бумаги или шëлка с изображением лотосовых зарослей, а приглушëнные детали интерьера создают его благородное обрамление.
Данный лист известного мастера удачно дополнит коллекцию современной японской графики самого высокого уровня, и, в то же время, станет ярким декоративным акцентом современного интерьера.
26.10.2024