Приëм бескостного письма и приëм разбрызганной туши в работах Се Цзенхуа


Представляем еще два живописных произведения, два ярких образца современного китайского изобразительного искусства, созданные значительным современным мастером живописи и каллиграфии Се Цзенхуа (псевдоним – Яру, род. 1956) в начале XXI века. Работы хранятся в нашей галерее «Евразия».

Оба рисунка выполнены с применением бескостной манеры письма, когда художник не использует в изображении контуры, а создаëт формы исключительно движением кисти, насыщенной смесью туши и воды. Кроме того, Се Цзенхуа воспользовался в этих работах приëмом по-мо, приëмом «разбрызганной туши», когда художник разбрызгивает тушь с кисти или наносит расплывающиеся широкие мазки, заботясь лишь об общей выразительности, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без чëтко определëнных контурных линий или явных деталей. Эти две техники мастерски сочетаются с изящно и тонко прописанными деталями в технике «тщательной кисти» гунби, в которой, к примеру, выполнены глаза, клювы и тонкие ножки птенцов на листе «Птенцы».

Все эти художественные приëмы придают картинам мастера импровизационный, свободный характер. В то же время разнообразие техник и сбалансированный колористический строй работ свидетельствуют о тщательной продуманности и абсолютном владении языком классической живописи.  

«Птенцы под листьями банана». Бумага, тушь, минеральные краски. Размеры: 100 х 50 см.

Крупными иероглифами мастерским каллиграфическим почерком в правом верхнем углу листа дана надпись: гармония, нравственность, добродетель, счастье, составляющих благопожелательный девиз листа. Текст, написанный более мелким играющим почерком, включает календарные знаки и подпись художника – (псевдоним) Яру.
Изображение птенцов – традиционный мотив китайской поэзии, связанный с зарождением новой жизни, радостью и семейным счастьем. Изображëнные энергичными и забавно воинственными, хотя и беззащитными, птенцы сильной хищной птицы также символизируют будущую жизнь и процветание. Листья банана – также традиционный образ в живописи, часто связанный с житейскими невзгодами и испытаниями. Сопоставляя эти два образа – банан, защищающий птенцов, и самих маленьких птичек, Сэ Цзенхуа создаëт выразительный символический текст: могучие листья банановой пальмы принимают на себя все невзгоды, чтобы защитить птенцов.


 «Тëплый дождь». Бумага, тушь, минеральные краски.
  Размеры: 70 х 70 см.

Изображены крупные раскидистые листья лотоса, над которыми поднимаются высокие стебли с двумя насыщенно-розовым и жëлтым бутонами. Вертикально по всему листу нанесены ярко-голубые полосы – струи дождя. Каллиграфия мастера в правом верхнем углу отличается свободной скорописной манерой исполнения и лëгкостью. Она включает иероглиф-заглавие «дождь», календарные знаки и подпись художника.

Лотос – цветок, тесно связанный с буддийской мифологией, символ праведности. Листья и цветы лотоса, растущего в болотистых местах, всегда остаются незапятнанными, словно отторгая от себя всякую грязь – таким, по мнению буддийских философов, должен быть и человек, который во всех жизненных испытаниях должен оставаться духовно чистым. Кроме того, крепость толстых стеблей лотоса ассоциировалась со стойкостью к невзгодам, цельностью и благородством характера.

Работы Се Цзенхуа ярко демонстрируют способность китайской художественной культуры оставаться актуальной и разнообразной в творчестве современных мастеров и быть привлекательной для зрителей и коллекционеров разных поколений и стран.

15.11.2024

Поделиться списком