Скульптурная группа «Петушиный бой»
Япония, середина ХХ в. (эпоха Сëва (1926-1989))
Длина 74 см. Высота 34 см.
Необычная по сюжету и очень интерьерная фигурная группа находится в галерее «Евразия». На ней изображены два петуха в напряженный момент схватки. Композиция выполнена из медного сплава тëмно-коричневого цвета (бронза) методом литья, по нему нанесено сложное художественное патинирование. Методом химической протравки отдельных участков по трафарету нанесëн сложный линеарный рисунок оперения, более светлые полосы на фоне тëмного сплава создают прихотливый орнаментальный узор. Такая обработка поверхности придаëт группе живописность и подчëркивает динамику сцены боя. Глаза птиц выделены позолотой.
Петушиные бои в Японии имеют древнюю историю и связаны не только с азартным досугом, но, первоначально, с сакральными и мистическими практиками, они использовались для гаданий. Петух в японской мифологии и символическом языке – птица, имеющая безусловно положительную окраску, символ солнца, победы, а также мужского начала. В Синто (древней традиционной религиозной системе Японии) петух – это магическая птица, которая призывает солнце, отгоняет злых духов и несчастье и возвещает возрождение жизни. Он связан с мифом о возвращении из заточения солнечной богини Аматэрасу-о-миками: оскорбившись на недостойное поведение своего брата Сусаноо (бога бурь и ветров), Аматэрасу удалилась в Небесный грот, лишив землю света, тепла и жизни. Другие боги Японии, собравшись у грота, предлагали разные способы выманить затворницу, одним из таких волшебных способов стало пение петуха, взлетевшего на насест.
Гадания на петушиных боях были популярны среди знати и при императорском дворе в период Хэйан (794 – 1185) и назывались «ториавасэ». Они проводились строго в определëнное время – третьего марта (по лунному календарю). Петух – победитель ритуальной схватки считался воплощением птицы, вызволившей богиню из грота, содержался в доме или в храме с почëтом и служил оберегом для семейства или храмовых паломников.
Со временем забаву аристократов переняли обычные люди. В период Эдо (1603 – 1686) после того, как в страну был ввезен тайский боевой петух (сямо), петушиные бои распространились еще больше. Они проводились на ярмарках, во время сезонных фестивалей и календарных праздников. В среде самураев эта забава считалась вдохновляющей на подвиги, воплощавшей воинский дух и храбрость.
08.11.2024