Лаковый портрет Патриарха Алексия









Удивительный по значимости портрет Патриарха Алексия имеется в собрании лаковой миниатюры галереи «Евразия». Это погрудный портрет Патриарха Алексия (1877-1970), прожившего длинную жизнь, большая часть которой выпала на турбулентный для страны 20 век.
Сама личность Алексия значительна и вызывает уважение. Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, без преувеличения - элита России, ведет свое происхождение от Ивана III и Софьи Палеолог. Он получил прекрасное образование, являлся кандидатом юридических наук и доктором богословия, изучал восточные языки (арабский, турецкий, персидский) в знаменитом Лазаревском институте восточных языков. Занимал Патриарший престол более 25 лет - дольше всех в истории церкви до того времени.
Данный образ Патриарха был написан Константином Васильевичем Костериным, - одним из ведущих художников миниатюрной живописи села Холуя Ивановской области. С XVII века слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляли и недорогие иконы для окрестных жителей. Рожденный в 1899 году в семье потомственных иконописцев, Константин Костерин сам стал талантливым иконописцем. После революции 1917 года работал художником в различных организациях, а с 1933 года, по примеру художников села Палех, нашедших новые формы реализации своего творческого потенциала, стал активно участвовать в создании нового стиля холуйской миниатюрной живописи. В 1937 году Костерин участвовал в выставках, проходивших в Москве и Париже. С 1943 года он преподавал в Холуйском художественном училище. Таким образом, Константин Костерин обладал необходимым опытом, талантом и знаниями для создания данного произведения.


Портрет Алексия, изображенного в Патриаршем одеянии, написан в сдержанной колористической гамме, отражающей благородный облик человека и его душевные качества. Никаких ярких или блестящих деталей, которые могли бы отвлечь зрителя от образа. На нас смотрит мудрый, внимательный мужчина средних лет, в полной мере понимающий сложность данного отрезка времени в истории страны. На оборотной стороне портрета нанесена надпись-лозунг: «Наше дело правое, Победа будет за нами!».
Портрет датируется 1944 годом, при этом художник подписывает изображаемого как «Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Между тем Алексий официально был избран на эту высокую должность лишь 2 Февраля 1945 года, на первом после 1918 года Соборе Русской Православной церкви.
Впрочем, необходимо заметить, что никаких противоречий между датировками в портрете и датой избрания нет. Дело в том, что Патриарх Сергий скончался 15 Мая 1944 года. По завещанию Сергия, составленному еще в октябре 1941 года, его местоблюстителем должен был стать метрополит Алексий. Для утверждения этого решения потребовалось время. Созвать собор церкви, первый после 1918 года, в условиях войны было непростым делом, и Алексий был избран Патриархом, как уже упоминалось ранее, 2 Февраля 1945 года. 
В ожидании этого значимого события портрет будущего Патриарха был написан заранее. Зная нравы того времени, можно предположить, что заказчиком портрета была влиятельная фигура, гарантирующая художнику отсутствие репрессий. Увы, это были сложные времена.

Овальный портрет Алексия, прекрасно написанный ведущим художником Холуя Константином Костериным, помещен в настольную плакетку с изысканным орнаментом, характерным для художественной традиции Холуя.
Он имеет несомненное музейное и историческое значение. 



















18.09.2024

Поделиться списком