Уникальные фарфоровые панно с селадоновой глазурью. Часть 1.




Китай, мастерские Цзиндэчжэня, начало XXI века.

Фарфор, селадоновая глазурь.
Диаметр фарфорового диска 38 см.
Диаметр произведения в раме 51 см.

В галерее «Евразия» появились произведения китайского мастера Сюй Бина высокого коллекционного и музейного значения. Это панно в форме тондо, выполненные из белого фарфора и покрытые нефритово-зелëной, так называемой селадоновой глазурью. Изображения на них выполнены рельефом по бисквиту и приобретают ясность очертаний и глубину светотеневых эффектов благодаря разной толщине слоя глазури на выпуклых и заглублëнных фрагментах рельефа.

Селадоны – один из самых почитаемых видов китайского фарфора, благодаря его близости по цвету и мягкому свечению глазури к драгоценному и мистически значимому в китайской культуре нефриту. Нефрит олицетворяет Небесного Императора, служит персонификацией мирового порядка, а натура «благородного мужа» традиционно сравнивается с красотой, крепкостью и утончëнностью этого камня. Благодаря классической форме тондо и мастерски выполненному рельефу панно обладают ценностью самостоятельного произведения искусства коллекционного уровня. Одновременно, панно могут служить декоративным элементом, органично входящим в интерьер любого стилистического направления.

Композиция, изображëнная панно, представляет характерный жанр пейзажа шань-шуй («горы и воды») китайской классической живописи. Как следует из названия жанра, композиционной основой подобных пейзажей было противопоставление двух природных объектов – гор и водных гладей и потоков. Эти пейзажи наполняются в китайском искусстве глубоким философским смыслом. Это не только изображение конкретного выразительного природного ландшафта, но и манифестация гармонии мироздания, сочетания основных сил и первоэлементов, репрезентация двух энергий (ян и инь), мужской и женской стихий. Включëнные в пейзаж человеческие фигуры подчëркивают масштаб грандиозного природного окружения и, в то же время, точно указывают на включëнность человека в него, и идеальную роль человека как созерцателя и собеседника.

На одном из панно на переднем плане несколько скалистых островков соединены мостиками, одинокое сухое дерево изящно акцентирует передний план пейзажа, а фигурка путника с посохом на мосту оживляет картину. Второй план, наиболее насыщенный изображением, показывает пышные кроны лиственного дерева и сосны, за которыми стоит павильон на сваях. В павильоне двое мужчин сидят за столом друг напротив друга, между ними – бутыль, характерной винной формы. Над этой сценой поднимаются мягкие складчатые горы, завершающие композицию.
Изображение беседы в уединëнном горном жилище, путника, спешащего по маленькому мосту, связывает сюжет, изображëнный на панно, с поэтической традицией Китая. Павильон-беседка с видом на величественные и гармоничные ландшафты, встреча друзей за философской беседой, сочинением стихов и созерцанием гор – отражение идеала жизни «благородного мужа» в китайской интеллектуальной традиции. Отдавший долг государственный службы, человек мечтал о жизни на покое в гармонии с природой, а тема дружбы, философской беседы двух друзей-интеллектуалов стала одной из самых распространëнных в живописи и литературе.


27.11.2024

Поделиться списком