Уникальные фарфоровые панно с селадоновой глазурью. Часть 2.
Китай, мастерские Цзиндэчжэня, начало XXI века.
Фарфор, селадоновая глазурь.
Диаметр фарфорового диска 38 см.
Диаметр произведения в раме 51 см.
Второе панно с селадоновой глазурью, появившееся недавно в галерее «Евразия», изображает путника в горах – традиционный мотив живописи Китая. Странствие – также обычный мотив литературы и поэзии, который позволяет передать богатую гамму чувств путешествующего мудреца, отшельника или чиновника, направляющегося в дальние провинции по делам службы. Это тоска по дому, благоговение перед величием природы, острое переживание одиночества и предвкушение отдыха.
Гармоничность, завершëнность картины отражает каноны китайской пейзажной живописи. Особую атмосферу влажной туманной дымки, густого воздушного пространства в декоре панно создаëт эффект словно растворяющихся объëмов рельефа, мягкие переходы цвета и яркие почти белые участки, где глазурь ложится тонким слоем. Такие эффекты характерны для западноевропейских изделий в технике пат сюр пат (франц. pâte sur pâte) - технике декорирования изделий из фарфора послойным нанесением шликерной массы (смесью тонкой белой глины, глицерина и воды), разведëнной до густоты сметаны. Однако в Китае, в мастерских Циндэчжэня в провинции Цзянси, задолго до появления пат-сюр-пат этот эффект достигался сочетанием тонкого рельефа с селадоновой монохромной глазурью
Расскажем немного об авторе панно. Выдающийся современный мастер Сюй Бина (род. 1976) родился и в настоящее время продолжает работать в г. Цзиндэчжэне (провинция Цзянсу) – старейшем центре производства фарфора на Дальнем Востоке. Начало деятельности мастерских относится к эпохе правления династии Тан (VII-X вв.), название растущему фарфоровому центру страны было дано в честь императора Чжэньцзуна, в правление которого, около 1004 года, город стал поставщиком императорского фарфора. Развиваясь на протяжении более тысячи лет, Цзиньдэчжень сегодня является крупнейшим производственным, художественным и научным центром, а также комплексом лабораторий для обучения молодых художников.
Сюй Бин завершил образование в Университете Керамики г. Цзиндэчжэня и значительную часть своего творчества посвятил работе с традиционными техниками декорации фарфора. Художник – лауреат многочисленных конкурсов фарфористов Китая, неоднократно представлял свои работы на международных выставках. Его работы представлены в государственных музеях, в том числе в коллекции Государственного Музея Востока в Москве, и в частных коллекциях. Одним из исследовательских интересов Сюй Бина является возрождение старых техник формовки, росписи и декора фарфора, которые были утеряны из-за сложности исполнения или в силу исторических событий.
28.11.2024