Выдающийся мастер меццо-тинто Хаманиси Кацунори
Выдающийся современный художник-гравëр Хаманиси Кацунори родился в 1949 году на острове Хоккайдо. В 1973 году он завершил обучение в токийском университете Токай. Он – один из группы японских художников, которые исследуют насыщенные, тëмные, трëхмерные эффекты, достижимые с помощью старых европейских техник, в том числе – меццо-тинто, также называемой «тëмная печать», разновидности гравюры на металле. Хотя метод получил итальянское название, он был изобретëн в 1642 году голландцем Людвигом фон Зигеном. Этот мастер был последователем своего соотечественника Рембрандта ван Реймса (1606–1669), в творчестве которого контрасты света и тени выступают важнейшим элементом художественной композиции.
В технике меццо-тинто эти контрасты подчëркиваются особенностями печати: светлые места ощущаются гладкими, а тëмные — шероховатыми, бархатистыми. Это один из самых сложных и требовательных из всех видов гравюры, и Хаманиси достиг исключительного технического мастерства в этой технике, так нехарактерной для японского искусства. В настоящее время в мире насчитывается около 500 художников, обращающихся к меццо-тинто, но очень немногие из них постоянно работают в этой технике, и только несколько человек достигли подлинной вершины мастерства. Одним из них является Хаманиси Кацунори.
Работы художника хранятся в крупнейших коллекциях мира, это Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Институт искусств Чикаго; Библиотека Конгресса, Вашингтон; Университет Альберты, Эдмонтон; Британский музей, Лондон; Краковский национальный музей; Национальный художественный музей Осаки; Фонд Ахенбаха, Сан-Франциско; Тайбэйский музей изящных искусств; Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Среди многочисленных выставок в 2004 году он провëл крупную выставку в Художественном музее Вустера. В 2015 году выставке художника прошла в Государственном Музее Востока (Москва), в результате собрание современной японской графики музея пополнилось семью работами этого выдающегося мастера.
Серия «Division» создавалась художником в конце 1990-х годов и исследовала композиционные приëмы разделения поля изображения контрастными полями цвета и сопоставления чистых цветов с яркими акцентами золота и серебра. Эти приëмы характерны для традиционных школ живописи Японии, широко применялись в росписи керамики (приëм какивакэ – «разделение цветом») и ширм представителей школы Римпа XVII-XIX веков. Однако в творчестве Хаманиси они приобретают острое современное звучание и новую декоративность.
Одна из гравюр этой серии из галереи «Евразия» имеет размеры 22.3 х 59 см. и оформлена в раму. На ней запечатлен ночной пейзаж: между тëмно-зелëными полями абстрактного фона изображены высокие склонившиеся стебли злаков с полными зëрен метëлками и изогнутыми листьями. В гравюре артистично сочетается наблюдательный острый реализм в изображении растительных мотивов и смелая абстракция в изображении ландшафта.
На нижней кромке листа карандашом нанесена авторская надпись: в левом углу обозначен тираж гравюры 14/70, в центре листа – авторское название на английском языке «Division – work №96» («Разделение – работа №96»). Справа – подпись художника К. Hamanishi и дата – ’00 (2000 г.).
23.10.2024