Печать

Авторское окимоно с редким сюжетом «Ученая обезьянка в курточке»
Япония, середина 19 векa.
Бронза, литьё, гравировка, серебрение, золочение.
Подпись мастера: Китаока.
Высота: 9 см.

Настоящее изделие является прекрасным образцом авторской японской скульптуры, создан-ной в технике литья с последующим патинированием поверхности, акцентированием ряда деталей гравировкой, золочением и серебрением. Это авторское окимоно изображает ученую обезьянку в курточке.

Тщательно исполненная фигура обезьянки передает характер любознательного и умного зверька. Художник–анималист изобразил японскую макаку (нихон-дзару), обладающую не-высоким ростом и отличающуюся недюжинным умом и сметливостью.

Обезьянка изображена в полуприсядке, отплясывающая под веселую мелодию, которую наигрывают бродячие музыканты. Макака имеет натуралистический вид, соблюдены анато-мические особенности зверька: пропорции фигуры, положение пальцев на лапах, характер-ные для обезьян. Художник создал экспрессивную и динамичную композицию — вытянутая вперед правая лапка в совокупности с поднятой вверх левой создают смешную и трогатель-ную попытку одетой в расшитое кимоно обезьянки имитировать движения танцующего человека. Традиционная шапочка эбоси, подвязанная внизу золотым шнурком, дополняет образ.

Обезьяны в Японии относятся к любимым животным. Этих зверей можно обнаружить на трех главных островах страны – Хонсю, Сикоку и Кюсю, где они живут либо в дикой природе, либо в охраняемых национальных парках. Образы этих зверьков встречаются уже в ран-них японских мифах, сказках и изобразительном искусстве.

В средневековой Японии, ещё задолго до периода Токугава (1603-1868), бродячие артисты использовали обезьян в своих выступлениях, причем обезьяны были одеты в одежду людей, прежде всего, в забавные курточки. Существовал даже особый термин «сарумаваси», которым награждался дрессировщик-артист, выполняющий трюки с обезьянами. Очевидно, что мы имеем дело именно с такой ученой обезьянкой, являющейся главной героиней уличных представлений, популярных в средневековой Японии.

Можно отметить, что трактовка образа обезьяны в европейской и японской культурах совершенно противоположны. В то время как в европейской культуре обезьяна – это символ хитрости и коварства, в японской культуре обезьяна обладает совершенно противоположными чертами характера. Она характеризуется прирожденным умом, хваткой, любознательностью, здравым смыслом и предприимчивостью. Как ни странно, в дальневосточной куль-туре образ обезьяны связывают с бережливостью и рачительным отношением к деньгам.

При этом не стоит забывать, что обезьяна – один из знаков китайского зодиака, используемого с древнейших времен и в Японии. Считается, что люди, рожденные под знаком обезьяны, любят приобретать новые знания и для их получения готовы путешествовать. открывать для себя новые горизонты.

Данное окимоно создано японским мастером по художественному металлу Китаока. Его фамилия, состоящая из двух иероглифов, нанесена сзади на курточке персонажа. Творчество этого художника характеризуется прекрасным моделированием и высоким качеством от-делки.

Настоящее произведение относится к разряду декоративной скульптуры Японии, в которой органично соединились воспринятые японским мастером традиции западноевропейского анималистического искусства и реалистические тенденции национальной миниатюрной скульптуры.

Подобные авторские произведения на российском антикварном рынке встречаются редко и пользуются неизменным успехом у коллекционеров и ценителей дальневосточного искусства.