Печать
Авторская селадоновая ваза в форме плода.
Япония, Киото, середина 20 века.,
Фарфор, формовка, глазурь
Подпись: Zenjyu Miyashita (1901-1988). Миясита.
Высота: 24 см.
(в деревянном ящике для хранения, изготовленным специально для этой вазы- томобако)

Данное изделие является авторским образцом фарфорового производства Японии. Это ваза, напоминающая вытянутый плод тыквы, поверхность которой украшена рельефными полосами, расположенными на равном расстоянии друг от друга. На верхней части вазы имеются две небольшие декоративные ручки, которые делают возможным использование вазы помимо настольного, еще и в подвесном варианте. Сосуд целиком покрыт глазурью селадон, имеющей нежный голубовато-зеленый оттенок.

Произведение отличается высоким качеством моделировки и декорирования. Виртуозно проработанный рельефный рисунок вазы подчеркивает её четкие очертания. Орнаментация строится на четком ритме полос, дробящих поверхность. Цвет глазури имеет сложный нежно-голубой оттенок, полученный в результате особого режима обжига.

Вся поверхность вазы покрыта глазурью цвета селадон (яп. «сэйди).
Под этим цветом понимается сине-зеленая керамика различных оттенков, которая впервые появилась более тысячи лет назад в Китае, где селадон изобрели как напоминающий по цвету нефрит – символ Китая. Главным средством художественной выразительности в селадонах была стекловидная полива на основе железных окислов. Она, в зависимости от пропорций пигмента и режима обжига, приобретает разнообразные изысканные оттенки зеленовато-сероватого или зеленовато-голубого цвета. В период средневековья изделия из селадона считались на Дальнем востоке верхом изящества и были доступны лишь верхушке общества.

Селадоновая керамика является одной из любимых и востребованных на художественном рынке Японии и в наши дни, поскольку ее цветовая гамма отвечает эстетике японского искусства. В данном изделии глазурь равномерно нанесена на всю поверхность. Благодаря необычной форме с переходом объемов, свет, падая на глазурованную поверхность, отражается под разными углами, создавая неповторимую игру цвета – полива неуловимого голубовато-зеленоватого оттенка дополнительно приобретает множество цветовых переливов.

Внешняя простота и лаконичность декора и формы таят момент парадоксальности и двойственности образа. Вибрация света на поверхности, усиленная линеарной проработкой с повторяющимся четким рисунком, создают повышенную декоративность при нарочитом минимализме. Созерцающие произведение вовлекаются в ассоциативную игру по разгадыванию неуловимой красоты образа, образованного игрой цвета округлой поверхности и света, падающего на него.

Данная ваза является авторским произведением. Как это принято в Японии, свою подпись автор поставил не на вазе, а на специально изготовленным под этот предмет деревянном ящике — томобако.

Автор- Миясита Дзэндзю (1901-1988) прожил большую жизнь в искусстве. Родившись и получив превосходное художественное образование в Киото, он с юности участвовал во многочисленных выставках в стране и за рубежом, являлся обладателем многочисленных премий и наград. Его сын, взявший творческий псевдоним своего отца, продолжил династию Киотосских мастеров-керамистов.