Печать
Внутренняя нестабильность  в Китае продолжалась всю первую половину XX века. Однако, несмотря на социальные катаклизмы – мощное антиимпериалистическое восстание крестьян и бедноты ихэтуань 1899-1901гг., свержение династии Цин в 1911г., японскую оккупацию части Китая с 1932г. по 1945г., национально-освободительную борьбу, начавшуюся в начале 20-х годов и завершившуюся только 1 октября 1949 в день образования КНР – фарфоровое производство в Китае , находившееся в кризисе во второй половине 19 века, полностью восстановилось уже в первой половине 20 века.

Значительное улучшение качества продукции связывается с целой системой мер не только по восстановлению, но и по модернизации самого производства.

В первое десятилетие 20 века, китайское производство переживает второе рождение. При содействии провинциальных администраций, даже были созданы две новые школы-училища для обучения профессии художника-фарфориста.

Продолжается традиция копирования старых образцов фарфора. Традиция изготовления высококачественных копий расценивается китайской элитой не как упадок в искусстве, а как проявление его жизненной силы. Особенно популярны в этот период были бело-голубые копии произведений периода Канси (1662-1723), которые, во многих случаях, неотличимы от оригинальных вещей.

В первое десятилетие 20 века было изготовлено много высококачественных предметов в стиле “ черное семейство” — любимом декоре последней китайской императрицы Цыси (1835-1908).

Любуясь произведениями из фарфора, созданными китайскими мастерами в 20 веке, можно отметить ряд интересных тенденций:

Во-первых, качество лучших образцов фарфора периода Республики (1912-1949) уверенно выдерживает сравнение с аналогами предшествующих периодов. К слову, эта особенность находит свое отражение в итогах аукционных торгов на китайскую фарфоровую продукцию этого периода.  Последние несколько лет цены на качественный китайский фарфор первой половины бьют рекорды и это, определенным образом подтверждает высокое мнение о качестве продукции китайских мастеров начала 20 века.

Во-вторых, именно в 20-е – 40-е годы 20 века были созданы совершенно неподражаемые образцы продукции, изготовленные китайскими мастерами под влиянием  европейского стиля Ар Деко.

В третьих, при росписи фарфора стало обыденным использованиеразличных оттенков надглазурного желтого цвета, как в орнаментах, так и в резервах. Как известно, ранее желтый цвет (особенно его интенсивные оттенки), называвшийся “императорским” применялся лишь вредких случаях, регламентировавшихся указаниями императорского двора.

И наконец, композиция рисунка и живописи на фарфоре 20 века, не сдерживаемая канонами, претерпела значительные изменения, став гораздо более разноплановой и свободной от устоявшихся за сотни лет рамок.

Таким образом, можно констатировать, что мастера китайского фарфора, работавшие в 20 веке, не остановились в развитии, а при сохранении традиций прошлого, совершили значительные шаги вперед, по развитию новых форм и поиску новых образцов.

Образование КНР, состоявшееся в 1949 году, оказало значительное влияние на китайское искусство, в том числе и производство фарфора. В пятидесятые годы традиции качественного фарфорового производства были полностью сохранены – работали мастера, прошедшие обучение в предшествующий период, и создавали они свои произведения в достаточно традиционном стиле.

Важнейшим моментом эволюции китайского фарфора стало появление новой тематики, отображавшей эпизоды народно-освободительной борьбы а также различные аспекты строительства новой жизни. Впрочем, следует четко представлять, что эта тематика производилась, изначально для выставок, или же изготавливалась в качестве подарков партийным лидерам и чиновникам различного ранга. Часть подобной продукции направлялась в рамках торговли в СССР, однако это был достаточно короткий период, поскольку между СССР и КНР уже в 1956-1960 годах возникли напряженные отношения.

Важнейшим периодом в истории Китая 20 века была “культурная революция” (1966-1976), в результате которой огромное число предметов искусства “буржуазной направленности” было уничтожено, а мастера фарфорового производства были отправлены в ссылку. Прискорбно, что более всего, пострадали фарфоровые предметы, находившиеся в частых владениях и множество замечательных произведений было утрачено безвозвратно.

Только к 1990 году удалось устранить последствия “Великой пролетарской культурной революции” и с большими трудностями наладить выпуск высококачественного фарфора, однако немало секретов старых мастеров оказались временно утерянными, а нововведения, касающиеся рационализации традиционного производства и связанные с резким увеличением выпуска продукции, не всегда приносили желаемый художественный результат.

Вместе с тем, даже после разрушительного воздействия “культурной революции” китайский фарфор не утратил своего качества и эстетической привлекательности, просто он изменился, стал немного другим, приспособившись к реалиям быстро меняющегося мира.