Печать

Нарядное блюдо в форме листа лотоса «Семь богов счастья».
Япония, конец 19 — начало 20 вв.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Мастерские Кинкодзан (Киото).
Диаметр: 38 см.

Данное произведение является превосходным образцом японской фарфоровой продукции периода Мэйдзи (1868-1912). Это блюдо в форме листа лотоса неправильной формы довольно большого размера. Декоративная ножка блюда на небольшом выступающем ободе изготовлена в виде стебля листа. Тяжелая, плотная масса произведения обильно покрыта парадной надглазурной росписью и золочением.  Сюжет росписи блюда – «Семь богов счастья» На лицевой стороне изображены все семь богов вместе с традиционными для дальневосточного искусства образами мальчика и девочки. Борт блюда, с обеих сторон, декорирован чрезвычайно сложно и нарядно, включает в себя различные медальоны, вставки, гербы и орнамент так называемого текстильного узора. Много золота и гравировки по золоту. Одеяния богов также расписаны золотым узором. Это всё вместе делает блюдо исключительно праздничным и нарядным. Очень тонкая роспись лиц богов свидетельствует о высоком мастерстве художника.

 Один из богов – Хотей , изображен в окружении группы китайских мальчиков счастья-карако , и вместе они создают веселый хоровод. На спине Хотей держит огромный мешок с сокровищами, и дети радуются в предвкушении подарков. Веселый толстяк Хотей – Бог богатства, отвечает за довольство и счастье в доме, является самым любимым персонажем японского фольклора и, возможно, самым узнаваемым образом всего дальневосточного искусства.

Бисямонтен изображен в образе грозного бородатого мужчины средних лет. Бисямонтен – самый воинственный из всех семерых, единственный Бог из этой группы, изображаемый с оружием, традиционно считался защитником жизни и благосостояния.

Фукурокудзю – старец с бородой и с удлиненной головой, символизирующей ум и мудрость, многократно превышающие показатели обычного человека. Один из любимейших персонажей, он считался гарантом успехов и стремительной карьеры.

Дзюродзин – отвечающий за здоровье и долголетие старец с посохом, в квадратной высокой шапке. Помимо вышеперечисленных, одной из фигурок является изображение единственной женщины среди Семи Богов Счастья – Бендзайтэн в пышных одеяниях из золотой парчи. Бендзайтэн – богиня Любви и Красоты, покровительница искусств, отвечает за расцвет таланта.

Фигурки Эбису и Дайкоку – эти два бога являются в традиционной дальневосточной мифологии закадычными друзьями. Дайкоку – с огромным мешком риса, который по представлениям жителей востока ассоциируется не столько с пищей, сколько являются символом самой жизни. Рядом с Дайкоку находится его традиционный атрибут –колотушка, которой он выстукивает приближения счастья. Эбису – покровитель рыбаков и купцов. Изображения Эбису дают его обладателю необыкновенную удачу в рыбалке.

Сюжет имеет благопожелательной смысл. Сложившаяся в японских народных верованиях группа Ситифукудзин из семи божеств олицетворяла универсальную защиту человека от жизненных невзгод. Они наделялись способностью даровать счастье, покой, удачу, материальное благополучие, здоровье, долголетие, радость и даже талант. Изображения Ситифукудзин пользовались популярностью среди разных слоев населения и рассматривались как знак доброго предзнаменования, как пожелание Благополучия в Новом Году.

Качество росписи, золочения и дизайн данного блюда чрезвычайно высокого качества. Создатели этого произведения искусства подчеркнули значимость предмета путем помещения марки не на дно, а на лицевую часть. На марке, состоящей из 12 иероглифов написано, что предмет изготовлен в мастерских Кинкодзан г. Киото провинции Ямасиро Великой имперской Японии.

Мастерские Кинкодзан, расположенные в г. Киото, являлись к началу ХХ века крупнейшим в Японии производителем фарфора в стиле Сацума (который производился в пяти различных префектурах). Производство фарфора в стиле Сацума было перестроено на базе ранее существовавшей мастерской уже в 1877г. Здесь выпускался фарфор разного уровня, в том числе и уникальные произведения, изготовленные в единственном экземпляре для выставок и экспозиций, а также в качестве важных подарков высоким гостям.

Данное блюдо относится именно к такой категории и, без преувеличения, может быть названо одной из вершин в творчестве японских мастеров — фарфористов, работавших в стиле Сацума.