Печать

Япония, конец 19 — начало 20 века.
Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железной черной краской, глазурь, золочение.
Мастерские Кутани.
Данное произведение является образцом японского фарфорового производства рубежа 19-20 веков. В это время большая часть изделий фарфоровых мастерских предназначалась для экспорта в страны Европы и Америку. При этом важно отметить, что все фарфоровое производство Японии, в том числе и мелкая пластика, всегда имела национальную окраску. Большинство тем, отраженных в скульптуре, было связано с культурой и обрядами Японии. Эти фигуры ценны тем, что раскрывают нам разные стороны традиционного уклада жизни страны.
Данная фигура изображает ребенка на наплечнике доспеха самурая. Мальчуган завернут с головой в полотнище так, что видно лишь его улыбающееся личико. Способ драпировки фигуры делает своеобразное одеяние мальчика похожим на монашеский плащ, из которого он высунул свой маленький кулачок. Малыш сидит на наплечнике содэ из комплекта классических доспехов воина. Эта деталь экипировки самурая воспроизведена с максимальной тщательностью. Шнуры и пластины контрастируют с округлой фигурой мальчика, демонстрирующей белый цвет во множестве нюансов.
Малыш означает пожелание здорового потомства, многочисленных сыновей. Помещенный на самурайский доспех, он олицетворял сохранение воинских традиций из поколения в поколение.
Особо отметим узор хризантемы среди растительных завитков, которым декорировано полотнище. Этот цветок является символом Японии. Мальчик, обернутый такой материей — залог того, что из него вырастет настоящий японец, который воспримет благородные традиции самураев, своих отцов и дедов.
Фигура отличается очень сложной моделировкой и богатой колористической гаммой. Учитывая трудоёмкость её создания, можно утверждать, что она выпускалась очень небольшим тиражом.