Печать
Скульптура «Воин с веером»
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Бронза, литье, гравировка, патинирование, позолота, подставка- дерево.
Подпись: Токутани.
Высота: 28,5 см.

Настоящее произведение является образцом японской декоративной бронзовой пластики периода Мэйдзи (1868-1912). Оно относится к популярным в конце 19 – начале 20 вв. самурайским сериям, предназначенным для экспорта. В них показывали воинов различных периодов национальной истории, боевые стойки, моменты сражений, вооружение и варианты экипировки самураев, как самого высокого ранга, так и рядовых солдат. Фигуры персонажей отличались достоверностью изображений и, по сути, являлись демонстрацией традиций сословия, которое в период Мэйдзи (1868-1912) уходило с исторической арены страны. Изделия предназначались для экспонирования на первых международных выставках, в которых Япония принимала участие, и пользовались большим спросом на Западе в связи с широко распространившейся тогда модой на дальневосточную экзотику.
Представленная скульптура принадлежит к одной из подобных серий и представляет собой собирательный образ отважного воина. Самурай изображен стоящим в спокойной позе, вглядывающимся в даль. Волосы на лбу выбриты почти до темени, а на затылке длинная прядь собрана в небольшой хвост. Согласно правилам, при нем два меча – короткий кинжал танто, заткнутый за пояс, и длинный катана. В правой руке герой держит раскрытый веер, а левой обхватил рукоять меча. Воин одет в легкие доспехи хараатэ, которые закрывают только грудь и живот. Узкие рукава украшены изображением розеток хризантемы в окружении листьев. Защищающий бедра передник кусадзури спускается спереди от нижнего края и состоит из трех полос. Штаны хакама с орнаментом «колесо повозки» заправлены в подколенники сунэатэ. На ногах – обувь из шкуры медведя, которую носили самураи. Сбоку на левой штанине на золотом фоне помещена подпись из двух иероглифов, содержащих имя автора – Токутани. Скульптура помещена на деревянную уступчатую подставку с резным подзором.
Особо следует сказать о веере, который является важной частью самурайской культуры. С его помощью можно было указать направление передвижения войск во время боя, можно было привлечь внимание противника и вызвать его на поединок. Веер выполнял также очень важную магическую функцию. Считалось, что с его помощью можно было создать особый психологический климат на поле боя, способствовать возбуждению или остужению пыла воинов, поэтому веер образно называли сасихики – «инструментом баланса» или «веером прилива и отлива». Правила его употребления были тщательно законспирированы и передавались по устной традиции как секретное знание. Кроме того, военный веер служил атрибутом для призывания божества войны перед началом сражения. Веер рассматривался как личная вещь, в которую переносится частица души владельца, поэтому веер нередко символически заменял меч самурая.