Печать
Ваза с изображением уток- мандаринок.
Япония, 1920-1930 годы.
Фарфор, надглазурная роспись эмалями.
Высота 33 см.
Подпись мастера на дне: Сёфу.
Сохранность: отличная.

Данное произведение является образцом японского фарфорового производства 1920-1930 годов. Это ваза овоидной формы которая, в верхней части, имеет небольшое утолщение в виде кольцевой закраины. Тулово опирается на коническую ножку. На глазурованном вогнутом дне помещена марка в виде двух иероглифов, которые означают и название фирмы, и фамилию ее основателя- Сёфу.
Декор вазы соответствует времени ее создания и отражает стилистику художественного стиля Ар-деко, популярного в 1920-1930 годах. На вазе невысоким рельефом изображена пара уток-мандаринок- сюжет чрезвычайно популярный в японском искусстве.
Художественной особенностью данной вазы является необычно нарядный декор и выделение главной темы путем контраста между мягким селадоновым фоном тулова и ярким оперением птиц. В соответствии с природными реалиями, оперение селезня выглядит намного ярче и наряднее, чем скромные «одежды» уточки.
Художник-керамист Cёфу (полное имя Сёфу Кадзё или Сёфу Катэй III) (1870-1928) остался в истории японского искусства как мастер, всю свою творческую жизнь, экспериментировавший как с исходными фарфоровыми материалами и красками, так и с темами, и их воплощением в фарфоровом производстве. Художник родился в районе Сэто (Нагоя), в семье потомственных мастеров, занимающихся керамикой и уже с ранних лет, проявлял большие способности в этой области. После переезда в Киото был усыновлен престижной семьей керамистов Сёфу, которые создавали фарфор в популярном стиле Киёмидзу и даже имели собственную печь для обжига, что свидетельствовало о их коммерческой успешности и финансовом благополучии.
Усыновление было связано с отсутствием у приемной семьи наследников мужского пола, которые должны, по традиции, унаследовать семейный бизнес. Сёфу начал трудиться в период Мэйдзи (1868-1912), когда Япония начала активно осваивать западные технологии и молодой мастер быстро нашел себя в этом новом мире, как губка, впитывая современные технологии и комбинируя их с традиционными сюжетами японского искусства.
Компания, которую он основал в Киото, имевшая также отделение в городе Нагоя, производила очень широкий ассортимент фарфоровой продукции, и совсем небольшая ее часть выпускалась ограниченным тиражом, которую можно охарактеризовать как, так называемую студийную продукцию, выпускавшуюся в количестве не более 10-20 экземпляров. Данная ваза относится к подобной малотиражной продукции, предназначенной для эстетов.

Образцы художественной продукции Сёфу время от времени встречаются на международных аукционах. Обычно это невысокие фарфоровые вазы, созданные в начале 20 века и, как правило, с изображением водоплавающих птиц. Что касается данной вазы, то с образом уток-мандаринок и связана определенная символика. Увидеть утку-мандаринку означает встретиться удачей, в широком смысле. Кроме того, эта птица символизирует супружескую верность, посколько считается что эти птицы создают пары раз и на всю жизнь.

Данное произведение – замечательный образец японского художественного фарфора, который отличается не только высоким уровнем исполнения, но и интересной авторской интерпретацией. Ваза с учетом её хорошей сохранности относится к лучшим образцам декоративно-прикладного искусства Японии и может стать достойным экспонатом любой коллекции дальневосточного искусства, в том числе и музейной.