Печать
В китайской мифологии образ дракона занимает центральное место. С незапамятных времен племена, жившие на территории современного Китая, признавали дракона главным священным мифическим животным. Прежде всего дракон – один из важнейших элементов мироустройства, который может находится в любой из стихий – в воздухе, на земле, под водой и в огне. В земной жизни дракон – это символ высшей власти, и что очень важно символ мудрого правления. К людям драконы относятся доброжелательно, в связи с чем их искренне почитают в Китае.

Печать с навершием в виде Дракона.
Китай, II-я половина 20 века.
Нефрит, резьба, гравировка, полировка.
Размеры печати: высота — 11 см.,
основание -10,5 х 10,5 см.

Данное произведение является образцом китайской художественной резьбы по камню. Это квадратная печать из нефрита темно-зелёного цвета с навершием в виде Дракона.
Боковые грани корпуса печати украшены текстами, выполненными в технике гравировки. Как правило, надпись содержит сведения об истории создания печати, некоторые дополнения или пояснения к тексту оттиска, вырезаемого на дне.
Рассматриваемое произведение создано во второй половине 20 века и воспроизводит стилистику государственных печатей периода Цяньлун (1736 – 1796). В камнерезном искусстве Китая, начиная с глубокой древности и вплоть до наших дней, большая роль принадлежит полудрагоценным камням, естественную красоту и характерные особенности которых резчики выявляют различными приёмами обработки. Следуя традиции, мастер вырезал печати из цельного куска нефрита, сохранив классическую архитектонику – простой геометрической формы постамент с пластически решенным навершием. Монументальность произведения усилена глубоким тёмно–зелёным цветом камня.
Тексты на корпусе печатей выполнены китайскими иероглифами и маньчжурским письмом. Это связано с тем, что правящая династия Цин (1644 – 1911) была иноземной по происхождению и владение маньчжурским языком и маньчжурской письменностью стало, начиная с середины 17 столетия, основным критерием, по которому отбирались кандидаты на занятие чиновничьих должностей среди китайцев. Однако маньчжурская династия стремилась к интегрированию в китайскую культуру, поэтому управление огромными массами китайского населения определяло необходимость изучения маньчжурами китайского языка.
Печати были своеобразным явлением в китайской культуре. Прежде всего, это символ государственной власти. По установившейся традиции в старом Китае все документы заверялись ими, а не подписью. При вступлении чиновника в должность наиболее важной частью церемонии было вручение ему казенной печати. Помимо этого, они играл большую роль в письменной и живописной культуре Китая и служили украшением стола учёного. Каллиграфы, художники и коллекционеры имели обычно несколько печатей, содержащих их имена, псевдонимы, различные девизы, поэтические высказывания, названия студий, кабинетов. Их оттиски завершали работу над свитком, органично встраиваясь в композицию. Маленькие печати владельцы носили с собой так же, как и миниатюрную коробочку с красной мастикой.
Печати представляют собой вид прикладного искусства Китая, соединяющего в себе резьбу по камню и каллиграфию. На их основании вырезались стилизованные знаки, означающие имя или псевдоним владельца, а также различные символические пожелания. В них ценилась графическая выразительность иероглифов, выполняемых в разных стилях.
Скульптурное навершие обычно представляли наиболее излюбленные китайцами образы. В данном случае это фигура дракона. В настоящее время дракон относится к «предметам добрых предзнаменований». Он ассоциируется со счастливым брачным союзом, долголетием и благополучием рода.

Данное произведение создано на высоком художественном уровне, отличается мастерством исполнения и может представлять интерес для музея.