Печать
Датировка китайского антикварного фарфора сопряжена со многими трудностями, вызванными прежде всего тем, что изделия китайских мастеров воспроизводились спустя десятилетия и столетия практически без изменений. Уверенно распознать оригинал это или копия может только специалист, имеющий доступ к эталонным образцам. Тем не менее книг об старинном китайском фарфоре, изданных на английском языке, становится все больше, и эти сведения помогают в датировке фарфора даже тем коллекционерам, которые не имеют непосредственного доступа к первоклассным коллекциям китайских музеев.
Важную роль в датировке предмета играют марки китайского фарфора, которые хотя и несут определённую информацию, но нуждаются в интерпретации. Впервые надписи или отдельные иероглифы на керамике появились в период Хань (206г. до н. э. — 220г. н. э.). В последующие периоды Тан (618-907гг.) и Сун (960-1279гг.) количество иероглифов или их сочетаний на керамических изделиях возросло.
Общепризнанно, что широкое употребление марок на фарфоре началось с периода Мин (1368-1644). С этого времени по настоящий период известно более 3,3 тысяч марок, состоящих как из одного иероглифа, так и из нескольких иероглифов, а также небольшого числа изображений (символов), выполняющих роль марки.
При оценке стоимости из китайского фарфора марка играет важную, но не решающую роль. Стилистический анализ предмета — его форма, сюжет, стиль росписи, а также технология изготовления — состояние черепка и качество глазури, позволяют сделать правильный вывод. Марка дополняет эту информацию. Клейма китайского фарфора, даже прочитанные и расшифрованные, нуждаются в правильной интерпретации. Покупая, например, китайскую вазу из фарфора, всегда следует обращать внимание на марку. Для качественных изделий, отличная роспись китайского фарфора предполагает и тщательно выполненную марку (подлинная или нет, это другой вопрос). В этом случае стоимость китайского фарфора всегда выше, чем у аналогичного изделия без марки.