Печать
Эталонная фарфоровая ваза 1930-1940-х годов.

В галерею «Евразия» поступила на комиссионную продажу высокая китайская фарфоровая ваза 1930-1940-х годов. Подобные произведения искусства являются большой редкостью не только на российском, но и на мировом антикварном рынке. Это касается не только качества росписи, но и состояния предмета. В тот период, безусловно, было и массовое производство, но данная ваза является редчайшим, единичным экземпляром. Даже подержать ее в руках — большая удача. Что же говорить о возможности приобрести такой удивительный предмет!
Эту вазу, исполненную в прославленных мастерских Цзиндэчьжэнь, по всем критериям можно считать эталонной для указанного периода. В период Гоминьдан (1911-1949гг.) несмотря на то, что в стране шла острая политическая борьба и военные действия то прекращались, то начинались, фарфоровое производство быстро восстановилось после разрухи предыдущего периода. В настоящее время цены на лучшие фарфоровые произведения периода Гоминьдан очень близки к ценам на императорский фарфор более ранних периодов.

Ваза «Восемь бессмертных» .
Китай, 30-40-е годы XX века.
Фарфор, надглазурная роспись эмалями и железными красками, позолота.
Высота: 39,5 см.
Мастерские: Цзиндэчьжэнь.
Марка: Цяньлун няньчжи.

На тулове вазы исполнена круговая композиция с изображением мифологических персонажей. Действие происходит на берегу озера возле террасы дворца, окруженного садом с деревьями. Нижняя часть тулова, горло и оплечье акцентированы сложным орнаментом, напоминающим парчовое обрамление живописных свитков.

На дне помещена марка Цяньлун няньчжи, т.е. «Создано в годы Цяньлун» (1736-1796). Характер изображения персонажей, звучные, насыщенные цвета, энергичная кисть, тончайшие цветовые градации, тщательная пропись абрисов напоминают о классических фарфоровых образцах начала XVIII века. Однако, по совокупности стилистических признаков, изделие датируется 30-40–ми годами XX века. Прежде всего, это способ написания марки: она написана не подглазурным кобальтом, а надглазурной бледной кобальтовой эмалью, которая появляется в начале XX века. Следует обратить внимание на орнамент вазы. Он выполнен двумя надглазурными железными красками – черной и красновато-коричневой. Подобное колористическое решение также характерно для декорировки фарфоровых ваз, начиная с периода Хунсян (10-е гг. XX в.).

Начало XX века -время, когда изделия отличаются черепком высокого качества, блестящими прозрачными глазурями и тончайшими градациями красок, что наглядно появилось в рассматриваемом изделии. Краски довольно яркие, но без излишней пестроты, которая появляется позже.

В верхней части тулова имеется овальная печать с текстом: «только император Цяньлун может пользоваться этой вазой» (Период Цяньлун 1736-1796). Такой надписью было принято отмечать изделия высокого качества. В данном случае эта печать свидетельствует о том, что ваза выполнена на самом высоком художественном уровне. Качество фарфоровой массы, глазури и уровень росписи позволяют сделать вывод о том, что ваза произведена в мастерских Цзиндэчьжэнь.

В композицию введен текст, написанный черной эмалевой краской, с печатью автора, проставленной красной. Это стихи поэта Би Ру, поясняющие сюжет:

В гротах бессмертных, на небесах собрались небожители.
Не каждый год они собираются вместе.
Они радуются, вкушая божественные персики.
Вместе они, как по волшебству, прибыли к Яшмовому озеру на пир.

Из этого текста следует, что действие, представленное на вазе, происходит на пиру по случаю празднования дня рождения богини Сиванму, которая изображена летящей на фэнхуане. Эта богиня Небесного рая вошла в даосский пантеон как владелица волшебного сада, в котором растут персики бессмертия. Согласно легенде, ее Нефритовый дворец находится на сказочной горе Куньлунь на берегу Нефритового озера. Здесь в райском саду и растет божественное персиковое дерево, плоды которого дают бессмертие вкусившим их. Поздравить Сиванму обычно собиралось огромное количество гостей. Их встречает на балюстраде дворца муж богини с небольшой свитой. Эта небесная чета дарует людям гармонию в отношениях, долголетие и счастье.

Вазу, декор которой насыщен благопожелательной символикой, характеризует чрезвычайно высокий уровень надглазурной живописи. Любитель китайского фарфора также обратит внимание на качество и манеру написания иероглифов, выполненных на уровне, близком к эталонному.

Ваза выполнена на высоком художественном уровне, имеет музейное значение и свидетельствует о сохранении лучших традиций фарфорового искусства.