Печать
В.Клёнов
КУПИТЬ ЯПОНСКУЮ ГРАВЮРУ
ХУДОЖНИКИ НАПРАВЛЕНИЯ «СОСАКУ ХАНГА»

Художественное движение и жанр гравюр «сосаку ханга» переводится как «оригинальные гравюры». Это движение оформилось в Японии в  1920-1930-е годы, а наибольшей популярностью гравюры этого жанра стали пользоваться среди коллекционеров  в 1960-1970-е годы, когда в Западной Европе возникло сразу несколько серьезных коллекций этого направления.

Первопроходцем этого жанра был художник Ямамото Канаэ  (Yamamoto Kanae,1882-1946) с его гравюрой «Рыбак» ещё 1904 году. Ямамото в отличие от традиционного распределения труда при создании японских гравюр «укиё-э» (художник, гравер, печатник), всё сделал самостоятельно — сам создал эскиз, сам выступил как резчик печатной доски, и сам напечатал оттиски.  Однако,  потребовалось  значительное время, чтобы жанр «сосаку ханга» был признан японским официальным искусством как самостоятельное направление. Это произошло в 1927-м году,  когда   эти работы были позволено выставлять на императорских выставках Тэйтэн. Достаточно долго официальные власти холодно относились к этому жанру, поскольку помимо технологической страны (всё делаю сам лично) была и  идеологическая составляющая. Сторонники этого жанра считали, что целью искусства и его основной ценностью является самовыражение, при этом они провозглашали абсолютную свободу в творчестве.

Что касается практической страны, то можно отметить два момента. Во-первых, трудоемкость создания гравюр методом «сосаку ханга», когда всеми вопросами творчества печати занимается один человек в 3-5 раз больше, чем у художников, работавших традиционным способом разделения процесса. Это означает лишь одно — себестоимость таких гравюр оказывалась высокой и  жить на деньги от творчества могли лишь единицы, а большинство художников этого направления жили за счёт дополнительных заработков, работая, например, иллюстраторами в газетах и журналах. Во-вторых, качество оттисков гравюр  «сосаку ханга» является чрезвычайно высоким. Даже с близкого расстояния многие коллекционеры принимают их за авторские акварели.  Список художников, представленных ниже, в какой-то мере является условным,  поскольку один и тот же художник какое-то время работал в стиле «синханга», а затем стал художником «сосаку ханга».

Самым известным художником  «сосаку ханга», видимо, можно считать Ёсида Хироси ( Yoshida Hiroshi, 1876-1950), работы которого возвышаются над остальными как гора Фудзи над равнинами Японии.  Ёсида Хироси, после короткого периода работы с издательством Ватанабэ, работал «со своими» резчиками досок и «своими» печатниками при этом каждый этап  контролировал лично. Ёсида применял такое огромное количество цветовых комбинаций в своих гравюрах, которое другие мастера даже не помышляли использовать. Такая вариативность колористической гаммы позволяла получать нежные оттенки и  необычные полутона;  на гравюрах появилась глубина разного уровня. Что касается новых тем, то   Ёсида Хироси сумел объехать половину земного шара и его яркие зарубежные зарисовки воплощены в гравюрах.

Так же среди  наиболее известных художников  этого стиля  надо отметить Мунаката Сико ( Munakata Shiko, 1903-1975) и Сайто Киёси (Saito Kiyosni, 1907-1997) как лауреатов многочисленных выставок в Японии и за рубежом. Другие художники в жанре «сосаку ханга» также хорошо известны на Западе. Это: Ончи Косиро (Onchi Koshiro, 1891-1955), Харуцука Уничи (Hiratsuka Unichi, 1895-1997), Ватанабэ Садао (Watanabe Sadao, 1913-1996),  Хаку  Маки (Haku Maki, 1924-2000), а также Ёсида Тоси (Yoshida Toshi, 1911-1995).

Ниже приводятся фамилии художников, работавших в жанре «сосаку ханга» и отмеченных в прессе:

Kitaoka Fumio — Китаока Фумио
Hajime Namiki — Хадзимэ Намики
Yamaguchi Gen – Ямагучи Гэн
Maki Haku – Маки Хаку
Tajima Hiroyuki – Тадзима Хироюки
Yoshida Hodaka – Ёсида Ходака
Sekino Junichirō – Сэкино Дзюнитиро
Yamamoto Kanae – Ямамо Канаэ
Masao Maeda – Масао Маэда
Toshirō Maeda – Тосиро Маэда
Matsubara Naoko – Мацубара Наоко
Watanabe Sadao – Ватанабэ Садао
Kihei Sasajima – Кихэй Сасадзима
Maekawa Sempan – Маэкава Сэмпан
Munakata Shikō – Мунаката Синко
Itow Takumi – Ито Такуми
Shinagawa Takumi – Синагава Такуми
Noda Tetsuya – Нода Тэцуя
Shinoda Toko – Синода Токо
Tomikichirō Tokuriki – Томикичиро Токурики
Azechi Umetarō – Адзэчи Умэтаро
Hiratsuka Unichi – Хирацука Уничи
Kobashi Yasuhide – Кобаяси Ясухидэ
Mori Yoshitoshi – Мори Ёситоси

Самый большой выбор японских гравюр в Москве, представлен в галерее «Евразия»