Печать
Период китайской династии Мин продолжался с 1368г. по 1644г. Однако только со времени императора Юнлэ (Yongle, 1402-1424) императорский фарфор (gunyao) стал маркироваться девизом его правления. Эта марка должна была поддерживать значимость императорской власти и её славу.
Первые марки императорского фарфора (gunyao) – из четырех иероглифов, которые читаются «Юнлэ нян дзи (Yongle nian zhi)», означают «Сделано в период правления Yongle». Они проставлялись либо в обычном написании кaishu, либо в виде печати с архаичным написанием иероглифов.
Марки из шести иероглифов (с двумя дополнительными) появились во времена правления императора Сюаньдэ (Xuande, 1426-1435). Марка периода Сюаньдэ читается «Да Мин Сюаньдэ нян дзи» – «Сделано во время правления (императора) Сюаньдэ Великой Минской (династии)». Марка может наноситься как горизонтально, так и вертикально, в зависимости от формы предмета.
На изделиях императорских мастерских (gunyao) все марки должны были наноситься подглазурным кобальтом. Это требование сохранялось до конца эпохи Цин (1644-1911).

Что касается фарфора периода Хунъу (Hongwu, 1368-1398), то отсутствие марки не мешает выявлению фарфора этого периода. В это время впервые на фарфоре появилось изображение дракона с пятью когтями. Изделия с таким рисунком предназначались строго для императора и его семьи. По прошествии времени был выпущен императорский указ, позволяющий чиновникам высокого ранга иметь изделия с изображением дракона, но только с четырьмя когтями. Основными сюжетами росписи были – «Дракон в облаках», «Дракон и птица Феникс» или композиции с различными персонажами из даосизма: божества счастья, достатка и долголетия, Восемь бессмертных и другие. Cамый распространенный орнамент в этот период чаньчжи («переплетающиеся растения»). Например, пиала украшается ветвями и листьями, сплетенными вокруг цветов хризантемы. Бело-голубого фарфора в это время производится мало. Основной продукцией стали изделия с красной подглазурной росписью. Красный цвет (на основе меди) не очень чистый и характеризуется сероватым оттенком. Такого фарфора, да еще в хорошем состоянии, сохранилось мало, в связи с чем провенанс играет большую роль в подтверждении его подлинности.

Марка, как правило, наносилась на дне предмета. Однако, нередко она ставилась и на горловину, и на тулово изделия, играя помимо датировки, роль декоративного элемента.
Двойной круг как элемент марки появился одновременно с введением императорских марок. В него вписывались либо четыре, либо шесть иероглифов.
Отсутствие марки на фарфоровом изделии периода Мин не означает, что оно произведено в частных мастерских. Императорские печи производили фарфор не только для императорского двора, но и на продажу в близлежащие страны.
Частные мастерские во время всего периода Мин использовали самые различные благопожелательные иероглифы в качестве марок. Например, в это время были весьма популярными четыре иероглифа, означающие «долгая жизнь, никогда не быть старым», или изображение зайца — знака удачи и в жизни, и в игре. Предметы с такими марками всегда были востребованы на рынке. Часто их покупали в качестве прекрасного подарка.
Всего же частные мастерские использовали более 3.000 марок, причем разделения на марки периода Мин и периода Цин не существует.

ИМПЕРАТОРЫ ДИНАСТИИ МИН

 

Личное имя императора Годы
правления
Девиз правления
Чжу Юаньчжан 1368-1398 Хунъу («Разлив воинственности»)
Чжу Юньвэнь 1398-1402 Цзяньвэнь («Установление гражданского порядка»)
Чжу Ди 1402-1424 Юнлэ («Вечная радость»)
Чжу Гаочи 1424-1425 Хунси («Великое сияние»)
Чжу Чжаньцзи 1425-1435 Сюаньдэ («Распространение добродетели»)

Чжу Цичжэнь

1435-1449

Чжэнтун («Законное наследие»)

Чжу Цичжэнь

1449-1457

Тяньшунь («Небесная благосклонность»)

Чжу Циюй

1457-1464

Цзинтай («Сверкающее благоденствие»)

Чжу Цзяньшэнь

1464-1487

Чэнхуа («Совершенное процветание»)

Чжу Ючэн (Ютан)

1487-1505

Хунчжи («Великодушное правление»)

Чжу Хоучжао

1505-1521

Чжэндэ («Истинная добродетель»)

Чжу Хоуцун

1521-1567

Цзяцзин («Чудесное умиротворение»)

Чжу Цзайхоу

1567-1572

Лунцин («Возвышенное счастье»)

Чжу Чанло

1620

Тайчан («Великое процветание»)

Чжу Юцзяо

1620-1627

Тяньци («Небесное руководство»)

Чжу Юцзянь

1627-1644

Чунчжэнь («Возвышенное счастье»)

Марки императорского китайского фарфора периода Мин (1368-1644) в стиле кaishu

Марки императорского китайского фарфора периода Мин (1368-1644) в виде печати

Марки императорского китайского фарфора периода Цин (1644-1911)

Династия Цин (1644-1911), известная также как Великая Цин, была последней императорской династией. Она охватывает такие события как маньчжурское завоевание Китая, различные смуты и крестьянские войны, повстанческую деятельность и опиумные войны, гибель монархии и создание Республики.
Безусловно, такие эпохальные для Китая события не могли не отразиться на фарфоровом производстве. Однако, поскольку наша тема ограничена рамками марок на китайском фарфоре, сразу отметим:
В Цзиндэчжэне полностью сохранилась система проставления марок в соответствии с годами правления очередного императора. Марки на изделиях для императорского двора ставились в том же виде, что и в период Мин, а именно, либо иероглифически, но строго в стиле kaishu, либо в виде иероглифов, написанных для печати.
Что касается частных производств, то в соответствии с указом 1677г., изданным императором Канси (1662-1722), им запрещалось ставить марку с девизом правящего императора. Это привело к тому, что частные производства, желая сделать свою продукцию более дорогой, ставили более ранние императорские марки или, как это распространено в период Канси, — круг, двойной круг, лист артемизии, цветок орхидеи, зайчика, двойной ромб, гриб линчжи. Однако, по прошествии эпохи Канси этот указ утратил силу и марка Канси стала одной из самых востребованных в частных мастерских.
По-прежнему на изделия мастерских Цзиндэчжэня для императорского двора марка с девизом правления наносится голубой краской (кобальтом) подглазурно, в двойном круге или без него. Цены на китайский фарфор мастерских Цзиндэчжэня с подлинной подглазурной маркой своего времени могут достигать на аукционах значительных сумм.

Марки китайского фарфора 20 века поражают своим разнообразием.
По-прежнему на китайских вазах, на живописных фарфоровых пластах, тарелках, чайниках и сервизах ставятся как старые марки императорских династий, так и новые клейма. В период Гоминьдан (1911-1949) на лучших образцах коллекционного фарфора ставятся надглазурные марки на золотом фоне, обычно периода Цяньлун (1736-1795).

В 1960-1970-е годы встречается датировка изделий, проставленная арабскими цифрами, что в более ранние времена было совершенно немыслимо, несмотря на активную торговлю Китая с арабскими странами.

Вместе с тем, на посуде из китайского фарфора, предназначенной для повседневного пользования, появляются новые марки, просто указывающие на их производителей.

Марки императорского китайского фарфора периода Цин (1644-1911) в стиле kaishu

Марки императорского китайского фарфора периода Цин ( 1644-1911) в виде печати


Марки, нанесенные синей эмалью поверх глазури

Один из сложнейших вопросов, связанных с датировкой китайского фарфора, относится к оценке марок, выполненных эмалью поверх глазури. Нередко на дне превосходно исполненного предмета, стоит марка из 4-х иероглифов, заключенная в квадрат, очень аккуратно написанная синей эмалью. По общему мнению, арт дилеров  это «марка позднего времени». Однако при детальном изучении вопроса, а именно, с какого точно времени эта марка проставлялась, информацию обнаружить не удалось.

Естественно, что подобная манера нанесения марки характерна для частных производств и проставлялась она, примерно, от рубежа 19-20 веков до конца 20 века. Однако этот вопрос требует дальнейших исследований.


Вазочка.
Китай, после 1915 г.
Фарфор, монохромная бирюзовая глазурь, позолота.
Высота: 22 см.
Марка: Цяньлун (1736-1795).
Помимо подглазурного синего цвета, наиболее часто для маркировки китайского фарфора частных мастерских «minyao» используется надглазурная железная красная краска. Этот цвет, как мы уже отмечали, встречался иногда даже в период Мин (1368-1644), но по-настоящему широко он стал применяться с начала 18 века и используют его вплоть до сегодняшнего дня.

Марки красного железного цвета ставились на самые изысканные фарфоровые предметы, произведенные хотя и в частных печах, но не уступающих по качеству исполнения, фарфору императорских мастерских. Вместе с тем, марка этого цвета могла быть проставлена небрежно штампом и на самую дешевую продукцию.

Парные вазочки с птицами на цветущем и плодоносящем персиковом дереве.
Китай, первая половина 20 века.
Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железной красной и черной краской.
Высота: 21см.
Марка: Цяньлун (1736-1796).

Вдавленные императорские марки китайского фарфора

На антикварном рынке в настоящее время можно нередко встретить фарфоровые изделия с вдавленной в тесто объемной императорской маркой. Особенно часто такие марки встречаются на монохромных предметах. Расположенные на дне вазы, строго по центру, тщательно пропечатанная вдавленная марка как бы подтверждает аутентичность изделия. За время своей работы в галерее «Евразия» я обратил внимание, что наиболее часто встречается вдавленная марка Цяньлун (1735-1796).
Подобные вдавленные императорские марки появились впервые на некоторых образцах фарфора, изготовленного в частных мастерских в 18 веке. С тех пор и до настоящего времени эта марка ставится, но естественно нет никаких гарантий, что предмет изготовлен в то время, которое указано на марке изделия.
Выявить подделку в случае «правильно» изготовленного монохромного предмета всегда сложнее по сравнению с изделием с росписью, поскольку рисунок и цвет может сказать о многом. В этой связи большое значение играет провенанс предмета.

Фарфоровая ваза в виде двойной тыквы.
Китай, марка Юнчжэн (1723-1735).
Фарфор, формовка, монохромная глазурь «чайная пыль».
Высота: 22 см.

Датировка монохромных ваз такого высокого качества исполнения вызывает большие трудности у специалистов.

Галерея «Евразия» обладает крупнейшей коллекцией китайского фарфора в Москве.

www.eurasia-gallery.ru.

e-mail: eurasiagallery@gmail.ru