Печать
Когда император Юнлэ (1402-1424) своим распоряжением ввел правило, согласно которому вся продукция печей Цзиндэчжэня для императорского двора должна была маркироваться особым образом, а именно девизом его правления, он был уверен, что этот указ «сына неба» будет неукоснительно выполняться. Однако, по прошествии всего тридцати лет, частные производства стали ставить марки императорского фарфора на свою продукцию. Уже с периода Чэнхуа (Chenghua, 1465-1487) начинают выявляться первые поддельные марки. В это время частные предприниматели ставят на своей продукции марки Сюаньдэ (1426-1435). Попытка выдать фарфор, произведённый в частной мастерской за императорский, имела чисто экономическое обоснование, поскольку последний стоил значительно дороже.
Однако, далеко не всегда подделка марки остается незамеченной. Дело в том, что мастера, работающие в правительственных мастерских Цзиндэчжэня, как правило, имели несравненно более высокую квалификацию, чем мастера частных печей. Даже сегодня не все художники могут написать иероглифы (в стиле kaishu или в виде печати) так, чтобы они вызывали восхищение изяществом и пропорциями, правильной толщиной линии.
Работая в технике росписи подглазурным кобальтом художник наносит краску практически “вслепую”, так как оттенки синего проявляются только после высокотемпературного обжига. Таким образом, написать идеальные иероглифы, как это требуется на изделиях императорского фарфора, может только мастер с большим опытом. Такие специалисты работали в императорских мастерских Цзиндэчжэня, находящихся под финансовым покровительством императорского двора.
Начиная с периода Цзяцзин (Jiajing, 1522-1566), императорские марки всё чаще использовались частными мастерскими. При этом следует обратить внимание на один нюанс. Иероглиф «джи» и иероглиф «дзао» означают одно и тоже – “сделано”. Оба эти иероглифа используются в марках фарфора. Однако, следует учесть, что иероглиф «джи» используется в марках и императорских мастерских, и частных печей, а иероглиф «дзао» только в изделиях частных производств.
Надглазурные марки с императорской датировкой начали ставиться частными мастерскими (вопреки всем официальным запретам) уже с периода Чэнхуа (1465-1487).

Марки китайского фарфора

Полный перечень марок китайского фарфора приведен в монографии Дэвида Дависона, изданной на английском языке. Первое издание выпуск 2010 года. Это единственный на сегодняшний день полный каталог.

Галерея «Евразия» обладает крупнейшей коллекцией китайского фарфора в Москве.
www.eurasia-gallery.ru.
e-mail: eurasiagallery@gmail.ru