Печать
В.Клёнов
КУПИТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЯПОНСКУЮ ГРАВЮРУ

Современная японская гравюра характеризуется чрезвычайным разнообразием сюжетов, стилей и методов исполнения. Современными можно считать гравюры, созданные в период с 1970-х годов по настоящее время. Вместе с тем, необходимо отметить, что значительные изменения в мире японской гравюры произошли уже в самом начале 1950-х годов. В период американской оккупации Японии (1945-1952гг.), когда в стране царила разруха, основными покупателями японских гравюр были американские военнослужащие и члены их семей. Эти гравюры стоили дёшево и продавались по цене сувениров. В первую очередь раскупались гравюры «укиё-э» как самые недорогие. Гравюры направления «синханга», и особенно «сосаку-ханга», были более дорогими, но также находили своих покупателей. Вместе с тем, определенный сегмент иностранных покупателей, проявлял заинтересованность в приобретении гравюр с абстрактными композициями. При этом они с удивлением узнавали, что абстрактное искусство было полностью запрещено в Японии военными правителями страны. В этой связи появление в послевоенные годы гравюр с абстрактной тематикой, выполненных Ончи Косиро — Onсhi Koshiro (1891-1955), стало настоящим прорывом в мире искусства Японии. Ончи считал, что искусство не должно только копировать изображения и формы реального мира, а должно выражать эмоции, которые возникают импульсивно, из глубины души. Гравюры Ончи пользуются неизменным спросом и у современных коллекционеров.
В настоящее время в жанре абстрактного искусства работают десятки японских художников, и это направление с коммерческой точки зрения вполне успешное.

Сико Мунаката (Shiko Munakata, 1903-1975) и Наоко Мацубара (Naoko Matsubara, 1937г.р) являются известными представителями так называемого «народного искусства». Это направление, возникшее в 1920-1930-годах на самом деле является элитарным эстетическим движением. Оно имеет своей целью создание произведений искусства, отвечающим определенным критериям. Прежде всего, это определённая «народная» тематика, то есть те образы, легенды, мифы, исторические зарисовки, которые существуют в общественном сознании. При художественном решении какой-то темы не должно быть и академической рафинированности и многотиражности. Из современных художников можно также отметить Коичи Маэда (Koichi Maeda, 1936г.р), создающего прекрасные пейзажи в стиле «мингэй».

Творчество современных японских художников поражает воображение. Тэцуя Нода (Tetsuya Noda, 1940г.р) при создании своих гравюр использует фотографии, создавая серии работ из повседневной жизни. Маки Хаку (Maki Haku, 1924-2000) и Синода Токо (Shinoda Toko, 1913г.р-?) совмещают в работах каллиграфию и абстрактную живопись. Садао Ватанабэ (Sadao Watanabe) создает гравюры на религиозные темы, вводя буддийские фигуры в христианскую библейскую тематику.

Синъити Накадзава( Shinichi Nakazawa, 1956 г.р.) не скрывает, что в своём творчестве он руководствуется идеями художника Сосацу, жившего в начале 17 века и работавшего в стиле ямато-э, то есть создававшего живопись в японской традиции с одновременным использованием рисунка и скорописного иероглифического текста для иллюстрации знакомого всем литературного сюжета. На гравюрах Накадзава важным элементом являются графические элементы, напоминающие скоропись японских интеллектуалов, которая в очень упрощенной и стилизованной форме передает иероглифические тексты. Стоит заметить, что чтобы овладеть такой скорописью, требуются годы дополнительного обучения.
Малотиражные гравюры, созданные часто в количестве всего 25 экземпляров, относятся к работам не только коллекционным, но и музейного уровня.

Ёсимацу Дзюнитиро ( Yoshimasu Junichiro, 1953 г.р.) создал целую серию абстрактных работ на тему “индиго”. Он зачарован этим цветом и хочет, чтобы и зритель увидел что-то особенное в сочетаниях различных его оттенков. Отдельные включения белого цвета и серебряной фольги только усиливают доминирование цвета индиго по всей плоскости, создавая образ, при виде которого появляется пища для размышлений. Ассоциации, рожденные этим рисунком, у всех разные, однако в одном многие зрители едины – на уровне подсознания эта графическая работа вызывает чувство удивления и какого-то тихого восхищения.

Хаманиси Кацунори (Hamanishi Katsunori, 1949 г.р.) является одним из немногочисленных художников, работающих в технике меццотинто. Меццотинто — это и вид гравюры на металле, и способ типографского воспроизведения гравюр с глубокой формы одной черной краской. Однако способ, изобретенный еще в 1642 году, не является широко распространенным в силу своей большой трудоемкости. Во все времена в технике меццотинто работали лишь художники, одержимые стремлением создать исключительное произведение искусства, которое невозможно достигнуть «тоновыми» способами гравировки.
Хаманиси создал свой стиль в искусстве художественной гравюры. Крупнейшие музеи мира, включая Британский музей и музей Метрополитен, в своих собраниях имеют его работы, что говорит о признании Хаманиси Кацунори как крупнейшими мировыми меценатами, так и ценителями искусства. Особенностью его стиля является сочетание старинных образов японской живописи с эстетикой современности, использование иероглифики и абстрактных изображений, как элементов дизайна.

Хидэо Такэда (Hideo Takeda, 1948 г.р.) – это громкое имя в эстетских кругах, связанных с современным японским искусством. Он резко выделяется среди многочисленных современных японских художников своим особым талантом видения и отображения мира. Такэда – художник, как говорят, «с талантом от бога». Он известен и как фотограф, и как иллюстратор книг, и как автор карикатур, гравюр, живописи. Постепенно он нашел своё место в японском искусстве, создавая работы, в которых смешиваются различные жанры и традиции японской ксилографии, приёмы карикатуристов из западных газет и японские текстильные узоры. В итоге получается гремучая смесь, которая характеризуется как сюрреализм, обладает несомненным очарованием и имеет немало своих поклонников.

Лирические стороны дарования Дзёити Хоси(Hoshi Joichi, 1913-1979) полно раскрылись в изображении природы. Он обратил внимание на одиноко стоящие деревья с большой кроной. По его мнению, именно деревья с их разнообразием являются величайшими произведениями не только природы, но и искусства демонстрирующие жизнь во всех её проявлениях – от рождения до зрелости, а затем угасания. Способность деревьев менять цвет листвы просто завораживает мастера, он пытается снова и снова отобразить новую цветовую гамму. Деревья без листвы не менее интересны художнику, который рассматривает силуэт голых веток как одну из прекраснейших картин. Период с 1970 по 1979 годы, когда Дзёити Хоси рисовал только деревья, является самым плодотворным с точки зрения художественных результатов мастера.

Кадзутоси Сугиура (Kazutoshi Sugiura, 1938 г.р.) является одним из немногих художников, создавших свой собственный стиль в современном японском искусстве. Его уровень живописи характеризуется как «музейный». Его работы хранятся в ведущих музеях мира. Таких как Музей Современного Искусства (Нью-Йорк) и Британский Музей (Лондон).

Работы Сугиуры обладают одним удивительным свойством — они нравятся не только музейным кураторам и организаторам выставок, которые, как правило, являются большими снобами, но приводят в восторг и рядовых посетителей музеев, которых едва ли можно заподозрить в предвзятости. Его стиль – цветы на фоне золотистого фона – обладает своим, ни с чем не сравнимым характером и харизмой, а творческий метод не поддается копированию. Это связано еще и с тем, что все работы художника созданы в особой технике, в их основе — специфические навыки, для освоения которых необходимы годы.

Вако Ито (Wako Ito, 1945 г.р.) является одним из немногих японских художников, работающих в сложнейшей технике «цветное меццотинто». Он добился впечатляющих результатов в применении этой техники, и его успехи в получении полутонов и особых колористических оттенков на гравюрах общепризнанны. Несомненно, у него есть свои секреты, позволяющие добиться особого декоративного эффекта — светящихся как бы изнутри красок. Мастер на своих гравюрах изображает только цветы и натюрморты, причем делает это мастерски год за годом. От его работ, на первый взгляд достаточно простых, исходит атмосфера спокойствия и уверенности. Рисует ли он айву, яблоко или ягоды, Вако всегда изображает рисуемое так, что хочется смотреть снова и снова на его работы, подчиняясь какому-то необъяснимому очарованию, исходящему от них.

В подборку имен художников, работающих в жанре современной японской гравюры, входят и иностранцы. Одни из них постоянно проживают в Японии, другие после длительного обучения в Японии, проживают в других странах, но работают в стиле современной японской ксилографии.
Так, Тед Кольер (Ted Colyer, 1947 г. р.) уроженец небольшой канадской провинции Новая Шотландия (Nova Scotia). После получения в Канаде высшего художественного образования (Mt. Alison University) он поселился в Японии для изучения искусства японской ксилографии — печати с деревянных досок. Как художник он испытал на себе влияние элитарных японских мастеров ксилографии 1910-1930-х годов, работавших в стиле сосаку-ханга. Однако, переняв их любовь к новым ярким необычным цветовым сочетаниям и к обобщенному рисунку без мелких деталей, Тед Кольер пошел дальше, найдя свой собственный неповторимый стиль. С 1975 года он начал работать как независимый художник, причем сразу в трех сферах. Он занимался живописью, писал акварелью и создавал гравюры методом цветной ксилографии. Во всех своих начинаниях он добился и творческих, и коммерческих успехов. После 17 лет пребывания в Японии в 1988 году Тед Кольер вернулся в Канаду, деля свое время между Канадой, США и Японией. Он участник многочисленных выставок в Японии и США. Работы Теда Кольера представлены во многих музеях, больших корпоративных коллекциях и частных собраниях.

Самый большой выбор японских гравюр в Москве, представлен в галерее «Евразия»