Самурай с луком
В галерее «Евразия» можно увидеть яркий пример художественного японского металла второй половины эпохи Мэйдзи (1868–1912) - декоративную фигуру (окимоно) самурая-лучника высотой 38см. (с подставкой 46см.), выполненную мастером Рëдзан.
Воин изображëн стоящим на одном колене, натягивающим тетиву лука. Левая нога выставлена далеко вперëд, корпус откинут, постановка фигуры реалистично и точно передаëт момент напряжения перед выстрелом. На самурае – элементы традиционного японского доспеха: кираса, наручи и поножи, поверх кирасы надета свободная куртка хаори. На голове – небольшая шапочка эбоси из плотной ткани, пропитанной лаком – непременный атрибут официального придворного, парадного и военного костюма традиционного периода сëгуната, правления высшей военной аристократии в Японии. Из-под эбоси видна характерная причëска из пучка волос, собранных на затылке. За поясом, завязанным узлом с длинными конами поверх хаори, заткнут меч катана в ножнах.
Оружие воина – ханкю, или «половинчатый лук», который составляет около половины длины от большого лука юми (от 60 до 90 см). Исполнялся он из дерева или бамбука, а также китового уса, придававшего большую гибкость. Сравнительно небольшой размер обеспечивает удобство ношения и быстроту манëвра в боевой ситуации: короткий лук был более мобилен, чем длинный, часто использовался как на поле сражения, так и как оружие разведчиков, лазутчиков-синоби (ниндзя). В целом, одежда и вооружение воина отсылают к типичному в изобразительном искусстве облику воина-самурая эпохи Сражающихся провинций (XV-XVI вв.), романтизированному образу бесстрашного героя, искусного в воинских единоборствах
Узоры на одежде и доспехах самурая выполнены гравировкой и позолотой. На кирасе и в верхней части куртки помещены стилизованные изображения листьев бамбука. Эти мотивы – родовые гербы японской военной аристократии (камон), непременный атрибут декора костюма, доспехов и предметов вооружения, который служил знаком принадлежности к клану, вассальной зависимости, и знаком различия на поле боя. Во время самурайского правления страной, родовые гербы были исключительной собственностью военных домов, совмещение нескольких гербов было редким явлением при слиянии военных кланов. Однако после реформ Мэйдзи (1868 г.) и расформирования военно-феодального сословия эти знаки стали использоваться как декоративный элемент в прикладном искусстве и мелкой пластике, отсылающий к историческим эпохам периодов сëгунатФигура выполнена из бронзы с благородной тëмной патиной, все детали переданы тщательно и с виртуозным мастерством литья, гравировки и золочения.
На широких штанах хакама сзади, в прямоугольном картуше литьëм, гравировкой и позолотой нанесена подпись мастера, из двух иероглифов с чтением Рë̄дзан.
Выразительные фигуры самураев стали предметом коллекционирования уже в конце XIX в., элементом оформления кабинетов и библиотек и яркими акцентами в западных интерьерах, отражающими интерес к культуре и искусству Японии.
Декоративная фигура «Самурай с луком» обладает художественной оригинальностью, выполнена на высоком техническом уровне и имеет музейное и коллекционное значение.
20.09.2024