Скульптура «Зеленая Тара»
- Артикул: №19-206
- Страна: Китай
- Сюжет: Прочее
- Время создания: XVIII
- Тип изделия: Будды/Тханки
- Материал: Металл
- Размер: 25 см
- Состояние: Очень хорошее
- Парные/непарные: Непарные
№ 19-206
Китай, начало XVIII века. Тибето-китайский стиль.
Сплав на основе меди, пигменты; литьё, гравировка, чеканка, позолота, раскраска.
Высота: 25,5 см; основание 17,5 х 12 см.
Есть экспертное заключение.
Скульптурное изображение является традиционным образцом культовой пластики ваджраяны ("алмазной колесницы") – буддизма, получившего распространение в Тибете и странах Центральной Азии. Скульптура изображает одного из многочисленных персонажей тибетского буддийского пантеона. Это божество – представитель группы милостивых богинь Тар, так называемая Зеленая Тара (санскр. щьяматара).
Тара (в переводе с тибетского sgrol ma «спасительница») – воплощение беспредельного сострадания, главная богиня наших дней. Вместе с Авалокитешварой (из слезы которого она по преданию родилась) она является покровительницей человечества. Различные формы Тары относятся к разрядам бодхисаттв, идамов и праджнь (т.е.«существа просветленные», «защитники», «персонификация мудрости, соответствующая мужским божественным персонажам»). Наиболее популярные ипостаси Тары – Белая и Зеленая Тара. Особая популярность Зеленой Тары среди буддистов связана с их верой в способность этой богини оказывать помощь и спасать людей от различных несчастий, приходить на помощь в момент смертельной опасности. Молитва, с которой обращаются к Зеленой Таре (Ом Таре Туттаре Туре Сваха) – почти также популярна как мантра Ом Мани Падме Хум. Земными воплощениями Зеленой Тары считаются супруга тибетского царя Сонцэна Гампо (VII в.) – непальская принцесса Бхрикути, и жена последнего духовного правителя Монголии восьмого Богдо-гэгэна (1870–1924).